Спокойная жизнь Александра Невского во Владимире продолжалась недолго. В 1262 году, в наших пределах появились новые пришельцы. То были «бессермены» - купцы из средней Азии, которые откупили у Татар право собирать дань с Русской Земли. И стали собирать её так, что и до сих пор слово «басурман» считается бранным.
«Бессермены» особенно хитро опутывали неопытных людей громадными процентами за невнесенную вовремя дань и затем в большом количестве продавали своих должников. Русские люди не выдержали. Во многих городах стали изгонять бессермен, причем, некоторых из них убивали. Убит был тогда и отступник монах Зосима, перешедший в магометанство и утеснявший Православный народ. Тело его было брошено на съедение псам.
Расправа с бессерменами должна была вызвать сильнейшее негодование в Орде. Александр в это время готовился выступить против Ливонских рыцарей, но поручил вести войска сыну своему Димитрию. Сам же решил ехать в Орду, отклонить от Русской Земли новое вражеское нашествие.
Несомненно, он ехал туда почти на верную смерть. Хан Берке, получив известие об избиении бессермен, пришел в ярость и решил двинуть в наши пределы 300.000 своих войск, собранных для похода в Персию.
Однако милосердный Господь помог Александру и на этот раз спасти свою Родину от гибели. В Волжской или Кипчакской Орде происходили в это время великие несогласия. Один из главных татарских воевод — Ногай — отложился от хана и образовал независимую Орду на берегах Черного моря. Он вступил в союз с Греческим императором Михаилом Палеологом, который изгнал Латинян из Царьграда, и восстановил Византийскую империю.
Что же касается хана Берке, то он внезапно умер, и Александр, прожив около года в Орде, повел дело с новым ханом Менгу-Тимуром так искусно, что последний не только простил мятеж против бессермен, но и освободил Русских от обязанности давать свои войска для участия в походах Татар.
Четвертая поездка в Орду была последним земным подвигом Александра.
Возвращаясь домой, он заболел в пути и приехал в Нижний, уже изнемогая от слабости. Оправившись немного, он продолжал путешествие, но в Волжском Городце слег окончательно в Феодоровском монастыре. Чувствуя приближение конца своей многотрудной жизни, Александр стал просить о пострижении его в иночество с именем Алексия.
В келии, где лежал умирающий, собрались братия и все близкие ему люди. Слыша громкие рыдания верных слуг вокруг своего смертного одра, смиренный схимник Алексий открыл глаза и кротко произнес: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостью».
Он сподобился причаститься Святых Тайн, после чего отдал Господу свою светлую душу, на сорок пятом году земной жизни.
Это было 14 ноября 1263 года.
В то время, когда Александр оканчивал свою жизнь в Волжском Городце, его верный друг и сподвижник, митрополит Кирилл, гостил во Владимире на Клязьме. Служа в соборном храме обедню, святитель внезапно поднял свой взор вверх и увидел, что перед ним, как живой, стоит Александр. Митрополит понял, что не стало великого защитника и печальника за Родину.
«Зашло солнце Земли Русской», — проговорил он сквозь слезы с амвона. Но никто не мог понять значения этих слов.
Тогда Кирилл, прерывая слова рыданиями, громко произнес: «Чада моя милая, знайте, что ныне благоверный князь великий Александр преставился». Ужас охватил всех при этих словах. Раздались вопли скорби и отчаяния. «Погибаем!» — вскликнули все единодушно.
Говорить о земных заслугах Александра перед Родиной излишне. Они навеки запечатлены в сердцах всех истинно Русских людей.
Скоро после Александра Невского сошел в могилу и Даниил Романович Галицкий. Когда он вернулся домой от Батыя с ханским пожалованием, то король Венгерский и Поляки стали наперерыв искать его дружбы, так как Даниил стал им страшен приобретенными связями с Татарами. Но сам Даниил не мог забыть «злой чести Татарской» и всех унижений, вытерпленных им в Орде. И решил искать сближения с Западом, чтобы иметь себе союзников для борьбы с монголами.
Он вошел в сношения с папой. Иннокентий Четвертый вздумал прельстить Даниила присылкой королевского венца. Тот отвечал: «Требую войска, а не венца, украшения суетного, пока варвары господствуют над нами».
Уступая настояниям матери и вельмож, Даниил принял венец, но скоро прекратил сношения с папой, убедившись, что помощи от него не будет.
Затем он несколько раз бил Татарские отряды, чем стяжал себе громкую славу у соседей и распространил свое влияние как в Польше и Венгрии, так и в Литве.
Но успехи над Татарами были непрочны. В 1261 году явился умный и деятельный Бурундай. Он потребовал, чтобы были срыты все крепости. Даниил, убедившись, что сопротивление невозможно, должен был этому подчиниться.
Даниил умер в 1264 году.
Неудача, постигнувшая доблестного Даниила по отношению Татар, ясно показывает, насколько проницательно и мудро относительно них было поведение Александра Невского.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.
5 мая. О радостной вести о Воскресении Христа
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О радостной вести о Воскресении Христа, — священник Алексий Дудин.