Американскому писателю Джеку Лондону при всей широте и глубине характеров его персонажей, выведенных в произведениях о «золотой лихорадке» на Аляске, и не снилась широта и глубина характеров тех, кто участвовал в другой «золотой лихорадке» - сибирской.
Началась она в 20-х годах 19 века. В 1820 году поисковая партия уральского купца-старовера Рязанова близ современного Мариинска нашла золотую жилу, которая дала несколько сотен пудов золота.
На прииске купцов Поповых в 1829 году намыли 1 пуд 20 фунтов золота. А в 1831 году Поповы владели уже 120 приисками. И началось! Народ ломанулся в тайгу. На прииски только Мариинской тайги в 1834 году нанялось 5927 человек, из них 4863 были ссыльнопоселенцами. Это только те, кто учтён, на кого есть документы. А сколько шло частных старателей! Как писал один из тогдашних золотопромышленников, промысел «походил скорее на игру, в которой можно было урвать миллион, или лечь костьми, чем на правильное рационально ведённое промышленное дело».
Не все обогащались, не все ловили за хвост птицу счастья. Но уж те, кто ловил, как принято сейчас говорить, отрывался по полной. Красноярский золотопромышленник Мясников изготавливал визитные карточки из чистого золота. Стоимость одной такой карточки переваливала за 5 рублей. Это при том, что в это же время пуд осетровой икры стоил 5,5 рублей.
Одним из самых удачливых старателей стал купец Гаврила Машаров из Канска. Он открыл более ста россыпей золота, став самым богатым золотопромышленником в тайге. И отлил себе золотую медаль весом 20 фунтов с надписью «Гаврила Машаров — император всея тайги». Носить её он, не носил – все-таки 8 килограммов на шее не сильно потаскаешь, но кличку «таёжный Наполеон» все же себе заработал.
Впрочем, золото дурманило головы и покрепче, и Машаров пал жертвой своего гонора. Забросив дела на приисках, Гаврила Машаров в 1836 году прямо посреди тайги построил себе огромнейший дом со стеклянными галереями, крытыми переходами, и оранжереей с ананасами. А рядом с домом и вовсе взялся строить фабрику по производству венецианского бархата. Итог закономерен: банкротство, нищета и смерть во флигеле своего же дома, где его в ожидании выплат заперли кредиторы.
Однако надо отдать должное – каков характер!
Машаров был не единственным банкротом. В 1850-х — 1860-х годах начались банкротства и других золотопромышленников. Наиболее богатые месторождения истощились, усилились трудности с наймом грамотных работников, подводило и элементарное неумение управлять, подводила и страсть к расточительству.
Дикая «сибирская золотая лихорадка» заканчивалась. И пришло время грамотных людей. Настоящих промышленников.
1 июля. Об отношении ко Христу Его современников

В 11-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Пришёл Сын Человеческий, ест и пьёт; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Об отношении ко Христу Его современников — священник Стахий Колотвин.
Почему совместные застолья Господа с грешниками, с мытарями воспринимали настороженные люди, которые Его плохо знали?
Вот апостолы, они от души вместе с Господом пировали, и никак у них радости в сердце от этого меньше не становилось. Единственное, что смущение из-за критики окружающих фарисеев могло появиться.
На самом деле, нам это можно понять, глядя на невоцерковленных людей, которые вроде Христа уважают, признают, считают, что можно какие-то Его заповеди исполнять, но всё равно знают плохо, потому что точно так же есть подкинутый лукавым стереотип:«Ой, если ты следуешь за Христом, это сплошные страдания, нельзя веселиться, надо постоянно грустить».
Нет, всё-таки, если мы посмотрим, да, в Евангелии есть моменты, где Господь идёт на Голгофу, где Он говорит: «Возьми свой крест, иди за Мною». Но если мы посмотрим на процент, посвящённый этому в евангельском тексте, и процент, где Господь радостно проводил время, — да, в поучениях, да, в наставлениях, да, в путешествиях, вместе со Своими учениками, — то мы увидим, что всё-таки Господь в основном даёт нам такую опору для счастливой жизни с Ним уже сейчас, несмотря на наши грехи.
Поэтому, если ты постоянно ходишь мрачный и угрюмый, значит, что-то в твоей жизни не так. Господь пришёл, чтобы с нами, грешными, вместе здесь порадоваться. Однако вот возьмёт Он с Собой в Царство Небесное или нет, это уже зависит от наших усилий.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О смелости пророчества Исаии

В 10-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне».
О смелости пророчества Исаии — священник Родион Петриков.
Почему апостол Павел называет эти слова Исаии смелыми? Потому что они переворачивают человеческую логику.
Нам привычно думать, что Бог открывается только тем, кто Его ищет, кто, так сказать, достоин. А тут всёсовершенно иначе. Господь Сам приходит к тем, кто даже не думал о Нём.
Это вызов религиозной гордыне. Это как если бы хозяин виноградника, вместо работников, которые трудились у него весь день, первым делом накормил бы случайных прохожих.
Но в этом и есть Евангелие: никогда око за око и зуб за зуб. Господь не ждёт, пока мы дорастём до Него. Он наклоняется к нам, как к детям.
Вот она, смелость Божьей любви.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 июля. О личности и трудах Ивана Глазунова

Сегодня 1 июля. В этот день в 1762 году родился издатель Иван Глазунов.
О его личности и трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Когда он завершал свой творческий путь, в его багаже уже были сотни прекрасных, изданных с огромной тщательностью красивых книжных шедевров. По истории, искусству, литературе, свод законов Российской империи, за которые он получил золотую медаль на Владимирской ленте с подписью «За полезное» от самого государя-императора Николая Павловича I.
Иван Петрович Глазунов — пример неутомимого скромного труженика, который не гонялся за успехом и дешёвой популярностью, но целеустремлённо, с молитвой, со скромностью и вместе с добропорядочностью медленно шёл к тому успеху коммерческому, который сделал его лучшим российским издателем двух столиц.
И, поминая с любовью раба Божьего Иоанна, давайте обратим внимание на наш книжный шкаф и остановим свой взор на тех редких уже сейчас книгах, которые сопровождали нас в нашем детстве, отрочестве, были переданы нам с любовью нашими бабушками и дедушками.
Ибо всякая вещь, сработанная с вдохновением и молитвою, несёт в себе некую духовную силу, как, несомненно, это в отношении полезных, душеполезных книг, уже ныне составляющих раритет и украшение нашего жилища.
Все выпуски программы Актуальная тема