Царское Село утопало в зелени позднего мая. В широко распахнутые окна домов залетал тёплый ветерок. На подоконнике большого, красивого особняка он пробежал по лёгким страницам оставленной кем-то тетради. Разлинованные листы, аккуратный девичий почерк. И серьёзные, наполненные глубоким смыслом слова: «Человек достоин своего имени тогда, когда он не только себе, но и другим полезен».
Такую запись сделала в своём дневнике юная Наденька Стасова – дочь придворного архитектора Василия Петровича Стасова, автора двух знаменитых петербургских соборов – Преображенского и Троице-Измайловского. Эту фразу Надя однажды услышала от отца – и поспешила записать столь созвучные её собственным мыслям слова. Надя зачитывалась житиями женщин-святых: Февронии Муромской, Ефросинии Полоцкой, и восхищалась их жертвенностью, самоотверженностью и подлинной любовь к людям. Как же ей хотелось хоть немного быть на них похожей!
Стасовы были вхожи в самые высоким круги общества: императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра Первого, была крёстной матерью Нади. Несмотря на это, семья не владела ни капиталами, ни большими доходами. Однажды к Наде посватался уже давно за ней ухаживавший молодой военный. Девушка дала согласие на брак, но незадолго до свадьбы жених вдруг отказался от своих намерений - Надино приданое не оправдало его надежд… Это был настоящий удар, и всё же через некоторое время в своём дневнике Надя написала: «Бесчестно предаваться мыслям о своем разбитом счастье. Нужно жить и действовать».
В это время она познакомилась с писательницей Марией Трубниковой, которая занималась созданием «Общества дешёвых квартир и других пособий нуждающимся жителям Санкт-Петербурга». Надежда сразу же и с большим вдохновением включилась в дело. И хотя её денежные взносы в казну Общества не могли быть весомыми, Надя с лихвой компенсировала это работой. Она организовала школу для детей, живущих в квартирах Общества, и швейную мастерскую для их матерей. Сумела выиграть крупный подряд военного ведомства на пошив амуниции, обойдя при этом куда более солидные фирмы и обеспечив работой швей благотворительной мастерской на несколько лет вперёд!
По словам современников, любое дело, за которое бралась Надежда Васильевна, спорилось, ибо она приступала к нему с искренностью и надеждой на Божью помощь в благом начинании. Когда созданная при её непосредственном участии «Издательская и переводческая артель для образованных женщин, нуждающихся в заработке», выбирала первую свою книгу, именно Стасова предложила перевести и выпустить сказки Андерсена. Издание имело ошеломляющий успех у читателей и дало возможность интеллигентным дамам, пребывавшим в большой нужде, заработать на жизнь. При этом сама Надежда Васильевна, не брала ни копейки из доходов артели за все пятнадцать лет её существования!
Без кипучей энергии Стасовой, направленной на благо ближних, не было бы и знаменитых, прославившихся не только в России, но и в Европе, Высших женских Бестужевских курсов. А между тем, воплощение этой идеи стоило Надежде Васильевне титанического труда: с середины девятнадцатого века в России высшее образование для женщин было недоступно!
Одухотворённая бескорыстность и неиссякаемый энтузиазм Стасовой пробили брешь, в, казалось бы, глухой стене. Высшие женские курсы были разрешены, а впоследствии Бестужевские дипломы официально приравняли к университетским.
Надежда Васильевна не знала, что такое отдых. Воскресные школы для взрослых, где бесплатно обучали грамоте людей из низших слоёв общества, и где на уроках Стасовой не хватало свободных мест - столько людей приходило, чтобы послушать, как проникновенно она читает Евангелие; созданное ею общество «Детская помощь», где она дни напролёт вместе с нянечками ухаживала за детьми работниц и неимущих жительниц Петербурга: в этом была вся её жизнь, так воплотились её детские мечты.
Так она и ушла из жизни. Поехала проведать курсисток, но уже в подъезде, на лестнице, вдруг почувствовала себя плохо и потеряла сознание. Родственники забрали её домой, где через несколько часов она скончалась. Те, кто был в тот момент рядом с Надеждой Васильевной, говорили, что последние минуты она встретила с радостью и спокойствием – потому что сердце её до последней минуты было наполнено любовью к людям.
Послание к Галатам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Гал., 210 зач., IV, 8-21.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как вы думаете, что может быть общего между героями «Записок из мёртвого дома» Ф.М.Достоевского, «Колымских рассказов» В.Шаламова и фильмом «Побег из Шоушенка»? Эти три произведения объединяет один феномен — причём психологический — который описывает с большой болью сердца апостол Павел в 4-й главе своего послания к Галатам. Отрывок из этой главы читается сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 4.
8 Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги.
9 Ныне же, познав Бога, или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите еще снова поработить себя им?
10 Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.
11 Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас.
12 Прошу вас, братия, будьте, как я, потому что и я, как вы. Вы ничем не обидели меня:
13 знаете, что, хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз,
14 но вы не презрели искушения моего во плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня, как Ангела Божия, как Христа Иисуса.
15 Как вы были блаженны! Свидетельствую о вас, что, если бы возможно было, вы исторгли бы очи свои и отдали мне.
16 Итак, неужели я сделался врагом вашим, говоря вам истину?
17 Ревнуют по вас нечисто, а хотят вас отлучить, чтобы вы ревновали по них.
18 Хорошо ревновать в добром всегда, а не в моем только присутствии у вас.
19 Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!
20 Хотел бы я теперь быть у вас и изменить голос мой, потому что я в недоумении о вас.
21 Скажите мне вы, желающие быть под законом: разве вы не слушаете закона?
Феномен, интригу вокруг которого я «подвесил» в начале своего комментария, называется «тюремной зависимостью» или, совсем по-простому, «подсесть на тюрьму». Конечно же, вы помните ставшую афоризмом фразу Василия Алибабаевича из фильма «Джентельмены удачи» — «А в тюрьме сейчас макароны дают!...» Мнящий себя взрослым, вполне выросшим человеком, в действительности оказывается хрупким, беспомощным инфантом, для которого жизненно важно находиться в предельно жёстких рамках — без которых он расплывается в лужу и вообще теряет и интерес, и смысл жизни.
Апостол Павел недоумевает по отношению к галатам — которые сначала были предельно заинтересованы в проповеди апостола и выказывали ему максимальное благорасположение — но стоило ему уехать, и они быстро утратили интерес: одни переметнулись на сторону иудействующих проповедников, другие вернулись к привычным языческим представлениям — астрологии, гаданиям, предсказаниям. Для апостола и то, и другое — одна и та же «тюрьма»: да, там — всё проще, привычные «макароны по расписанию», всё кажется надёжнее и устойчивее, чем та жизнь в вере во Христа, о которой и говорит апостол. Апостол буквально кричит: что вы творите? как вы не видите, что вас увлекают в старую вонючую тюрьму — вместо благословенной свободы во Христе? И далее апостол Павел произносит фразу, которая совершенно пронзительна по своей искренности: как вы не понимаете, что я снова и снова в муках рождения вас — пока не «отобразится в вас Христос»? Апостол не пытается исчезнуть, посчитав свои усилия бесперспективными, он не ищет какой-то способ обезболивания своих страданий сердца, он не уклоняется от них — а идёт прямиком в них, не потому, что ищет какой-то своей выгоды или любого другого интереса — а только потому, что эти конкретные люди ему бесконечно дороги. Ему не страшна их «нестерильность», он не морщится брезгливо от них, насквозь пропитанных «тюремным запахом» — привычкой к идолослужению и законничеству — он готов войти в их личный ад — чтобы вывести их ко Христу.
Такой апостольский подход — не бояться чужого греха и нечистоты, а делать своё дело — призвание не только священников и проповедников. Это призвание каждого христианина! Для любого из нас важно уметь прозревать сквозь разные наслоения недолжного ту самую драгоценную жемчужину в глубине души, которая пока есть — есть и надежда на спасение человека!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер