Ветхий Завет постоянно говорит об идолослужении - Бог, через пророков, обличает Свой неверный народ. Один из образов, к которому прибегают пророки - образ супружеской измены: “Но поистине, как жена вероломно изменяет другу своему, так вероломно поступили со Мною вы, дом Израилев, говорит Господь” (Иер 3:20) У жены, которая “вероломно изменяет” есть потребности - в утешении, в доме, в пропитании, в безопасности. Ее беда - и ее преступление - в том, что она ищет удовлетворения этих потребностей где-то на стороне. Идолопоклонники искали у своих идолов того, что должны бы искать у Бога - защиты, утешения, мистического опыта... Насколько актуальна эта проблема для нашего времени?
Мы и не знаем толком, кто такие Ваалы и Астарты и как они выглядели. При слове “идолопоклонство” возникает картина каких-то дикарей, пляшущих вокруг деревянного истукана - людей, точно непохожих на нас. Но идол - это не обязательно деревянное или бронзовое изваяние. Это может быть что угодно - что-то, у чего мы ищем удовлетворения тех наших потребностей, которые может удовлетворить только Бог.
Мы все нуждаемся в осмысленности и оправдании нашей жизни, в осознании своего единства с другими людьми, в переживании подлинности и принадлежности - и люди ищут всего этого в поклонении идолам. Для кого-то это погоня за удовольствиями. Для кого-то - за достижениями.
Для кого-то это модные гаджеты модного производителя - некоторые корпорации уделяют большое внимание формированию “брендовой лояльности”. Но самая тяжкая форма идолослужения - это политические страсти. Редко кто убивает за последнюю модель гаджета; за свою модель политического устройства люди убивают сплошь и рядом.
Почему? Потому что люди ищут в политике того, что им надлежало бы искать в вере - оправдания, смысла, единства с ближними. Очень часто сам язык политики приобретает квазилитургический характер, собрание политических единомышленников видится как ковчег спасенных, те, кто отказываются в него войти - как толпа отверженных. Добро и зло уже определяется сообразно политическим симпатиям: за нас - хороший человек, против - нехороший
Религия - если ей остается здесь место - играет вполне служебную роль, священникам предоставляется уверять людей, что Бог на их стороне, иначе их самих записывают в пособники врага. Любые сомнения в правоте своей стороны причиняют глубокую боль и отвергаются с негодованием - слишком много завязано на эту преданность “своим”.
И сама эта боль - признак того, что люди прилепились к чему-то не тому. Бог, и только Бог, может ответить на нашу нужду в принадлежности, осмысленности и оправдании. Наш Государь - Господь Иисус, наша Родина - Небесный Иерусалим, наш народ - Церковь, наша национальность - христиане.
«Исторический контекст Рождения Спасителя». Священник Антоний Лакирев
У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел об историческом и библейском контексте Рождения Иисуса Христа, и о том, как мир ожидал и принял приход Спасителя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Журнал от 10.01.2025». Ольга Зайцева, Арсений Федоров
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также руководитель проекта «Академия журнала Фома» Ольга Зайцева и заместитель главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Христианское отношение к молитве и житейским просьбам к Богу и святым;
— Новые проекты Академии «Фомы»;
— Народная музыка и Рождественские представления;
— Духовная ценность Псалтыри.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал
10 января. О важности перенесения скорбей в деле спасения человека
8 января, в праздник Собора Пресвятой Богородицы, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля.
На проповеди по завершении богослужения Святейший Патриарх говорил о важности перенесения скорбей в деле спасения человека.
Страдания и скорбь — это часть человеческой жизни. Так Господь задумал. По крайней мере, так произошло после грехопадения первых людей. Поэтому, когда мы в своей жизни сталкиваемся со скорбями, с несправедливостью, с обидами, и нередко воспринимаем это как некий вызов нам, начинаем сами бороться, тоже создавать какую-то стратегию борьбы с теми, кто нас обижает, тем самым заражаясь этой человеческой неправдой и злобой, пуская в свое сердце то, на что и рассчитывает враг рода человеческого, проводя нас через страдания, чтобы в страданиях мы согрешили, от Бога отказались, от Его промысла, возроптали, возненавидели других людей.
Другими словами, страдания — это тест на нашу способность жить по Божьему закону. Когда все хорошо, то вроде испытаний никаких нету, искушений нету, соблазнов таких особенно нету с точки зрения веры в Господа. А вот когда через скорбь проходим, очень часто говорим: «Господи, а за что это мне?» Никогда не просим Господа дать нам силы пройти через страдания, а попытаемся ответить на вопрос: «А что ж такое, ну почему же я? Но ведь вот сосед-то ничего этого не испытывает. Вроде как и в храм хожу, и добрые дела стараюсь делать. Почему через скорбь меня Господь проводит?» Ответ очень простой. Если мать Его родная по плоти через скорбь прошла, какие у нас могут быть вопросы к Богу? Какие могут быть у нас сомнения в благости Божией, в Его промысле? Никаких.
Господь и дал нам пример своей Матери, пречистой и преблагословенной Девы Марии, выше всех ангелов и архангелов, которая даже эта высота и близость к Богу не оградила от человеческой скорби и даже от человеческих страданий.
Все выпуски программы Актуальная тема