Историк – это человек изучающий историю. А я вот задумался о тех «бойцах невидимого фронта», которые эту самую историю фиксируют. Актуариусы, архивариусы, архивисты, архивоведы… А когда-то в древности – летописцы… Разные есть названия. Без их тихой незаметной работы мы мало что знали бы и о себе самих, и о стране своей, и о своем городе.
Не хватило когда-то кому-то терпения и усидчивости, чтобы записать точно как возникло и как видоизменялось название нашего города. В результате, как в хорошем детективе, мы имеем изрядное количество версий. Из них нет ни одной стопроцентно подтверждённой. А если ещё учесть, что в разные времена наш город назывался по-разному… Короче говоря, выбирайте сами.
Сначала о названии Хлынов. Первая версия происходит от крика птицы. Изобразить его сложновато, но что-то вроде «хлы-хлы». Согласно второй, городу дала имя речка Хлыновица, впадающая в Вятку в черте города. А саму речку так назвали после прорыва на небольшой плотине. Вода хлынула – вот название и получилось само собой.
Это версии, так сказать, народные. Есть и научная. Она связывает название города со словом хлын – речной разбойник. Мрачноватая версия.
Теперь о названии Вятка. До революции считалось, что название произошло от названия территориальной группы удмуртов Ватка, жившей на этих территориях. Но здесь получается лингвистический бумеранг. Название Ватка означает – удмурты Вятской земли. То есть возвращает нас к названию Вятка и совершенно ничего не объясняет.
В наши дни наиболее актуальной является версия о том, что Вятка происходит от характеристики реки. В том смысле, что есть река меньшая, а есть большая. А на древнерусском «большая» - это «вяче».
Ну, и наконец, про нынешнее название - Киров. Тут, как говорится, без вариантов. Это название город получил после убийства Сергея Мироновича Кострикова в 1934 году. Псевдоним Киров Сергей Миронович взял в честь имени болгарского хана Кира, найденного им в календаре.
Отдельно нужно сказать несколько слов о чехарде переименований нашего города до 1934 года. При основании, в XII веке, город был наречён Хлыновом. Начиная с 1374 года (это первое упоминание о Вятке), слово «Хлынов» не встречается ни в одном официальном документе или летописи. «Вятка», наоборот, встречается на картах той поры.
В 1455 году в Вятке для оборонительных целей построили деревянный кремль с земляным валом, которому дали имя протекающей неподалёку речки Хлыновицы. Впоследствии название Хлынов распространилось на посадскую часть города, а через 2 года весь город стали опять именовать Хлыновом.
В 1780 году высочайшим указом императрицы Екатерины II городу было возвращено имя Вятка. Ну, а в 1934-м наш город стал Кировом. Но это вы знаете.
Вот такая история с названием нашего города. В финале программы, остается ещё раз помянуть добрым словом тех летописцев и архивоведов, благодаря которым, мы многое знаем об истории своего города. Хотя и далеко ещё не всё…
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (03.12.2025)
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
1 Тим., 281 зач., I, 18-20; II, 8-15.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, приходящие в Церковь, нередко поначалу испытывают подъём и радость, ощущая себя верующими. Они читают молитвы, посещают богослужения, причащаются... И всё же порой христианская жизнь некоторых из них не складывается, они отходят от веры и духовно погибают. Подобные кризисы могут показаться неожиданными, но на самом деле в них всегда есть внутренняя логика, есть характерные причины. Об одной из самых важных рассказывается в отрывке из первой и второй глав первого послания апостола Павла к Тимофею. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин,
19 имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере;
20 таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать.
Глава 2.
8 Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения;
9 чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,
10 но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.
11 Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью;
12 а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.
13 Ибо прежде создан Адам, а потом Ева;
14 и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление;
15 впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.
Одной из примечательных черт древнерусской поучительной литературы, в отличие от литературы византийской или западной того же периода, оказывается практически полное отсутствие интереса к этикету и особый интерес к вопросам этики. В Византии важная роль отводилась придворному этикету. На западе подобная литература тоже была довольно распространена. Но если мы посмотрим на какие-нибудь древнерусские Изборники или всем известный Домострой, мы увидим, что церемониал и этикет интересовал людей значительно меньше, чем вопросы добра и зла, поведения правильного и неправильного. Поразительным образом мы даже точно не знаем, как жители древней Руси здоровались и прощались, но зато знаем, что они должны были относиться друг ко другу с уважением, дорожа дружбой и семейными отношениями, переживая о том, как бы не согрешить против ближнего.
В отрывке, который мы сегодня услышали, апостол Павел говорит Тимофею, чтобы он «воинствовал, как добрый воин христов». Причём дословно его призыв звучит необычно, он призывает ученика так: «воюй хорошей войной», то есть бейся по-настоящему, как солдат. Речь в данном случае, конечно, про войну духовную, которую призван вести каждый крещёный человек. Неслучайно в одной из молитв, предваряющих Таинство Крещения, тот, над кем оно будет совершено, называется новобранцем, новоизбранным воином Христа Бога нашего. При этом, Павел уточняет, что именно сделает подход Тимофея правильным и плодотворным: он должен вести борьбу, имя веру и добрую совесть, то есть, во-первых, вверив себя в руки Божии, и, во-вторых, стремясь не совершить того, что могло бы омрачить совесть. То есть стараться оставить её саму незапятнанной, а её свидетельство добрым. Эта тема особенно важна для Павла, и он развивает её, напоминая Тимофею, что некоторые из учеников пренебрегли состоянием совести и потерпели кораблекрушение в вере. Когда-то они уверовали, стали учениками апостола, познавали истины о Боге, о человеке, его состоянии и спасении... Естественно, участвовали в богослужении. Всё, как делает любой новообращённый во все времена. Кроме того, чтобы заботиться о чистоте совести, то есть вести напряжённую нравственную жизнь, стремиться избегать грехов и совершать добрые дела. Им могло казаться, что впереди у них духовные свершения и чуть ли ни Царствие небесное, но в итоге они оказались вне Церкви. И чтобы нам сегодня также не потерпеть кораблекрушения, нам важно, вверив себя в руки Божии, заботиться о чистоте совести, стремясь во всём, что от нас зависит, поступать по Его заповедям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 73. Богослужебные чтения
Почему Господь позволяет совершаться злу? Неужели Он перед ним бессилен? Ответ на этот вопрос находим в 73-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 73.
Учение Асафа.
1 Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты веселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: все разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплётшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни, Ефиопским;
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.
Только что прозвучавший псалом — это песнь скорби. В нём оплакивается разрушение святилища, которое находилось на Сионе. Сион — это один из холмов Иерусалима. Поэтому святилище — это Иерусалимский храм. А нашествие врагов — это нашествие вавилонской армии в 586 г. до Рождества Христова. В результате этого вторжения столица Иудеи была разрушена, храм сожжён, ковчег завета утерян, а евреи уведены в вавилонский плен.
Псалмопевец очень красочно изображает последствия произошедшего. По его словам, враг осквернил святое место. Он установил на нём свои знаки. Речь может идти как о боевых знамёнах, так и о языческих символах, идолах вавилонских божеств. Поведение врага он описывает как поведение диких варваров, которые одержимы лишь одним желанием — вырубить под корень и разорить всё, что связано с иудейским народом.
В словах псалмопевца ощущается горечь. Его описания очень эмоциональны. Он словно бросает Богу упрёк: «Приди и посмотри, что они натворили». И на это возмущение указывает его главный вопрос — «доколе»? То есть для чего, зачем, по какой причине Бог попустил совершится всем этим бедствиям, ведь народ Израильский к тому моменту уже и так достаточно претерпел за свои грехи. Неужели это тяжкое испытание так необходимо?
Самое непонятное во всём этом ужасе, что Богу будто и дела никакого нет до этого. Поэтому и говорит псалмопевец: «нет уже́ проро́ка, и нет с на́ми, кто знал бы, доко́ле э́то бу́дет». То есть нет того человека, которого бы Господь вдохновил и через него ответил на вопрос, как долго продлится весь этот кошмар. Сколько это ещё терпеть? И ведь самое странное — враги насмехаются не только над народом Божиим, они насмехаются и над Самим Господом. А Он никак на это не реагирует.
Это кажется псалмопевцу странным, ведь Бог может решить проблему в мгновение ока. Ведь Он имеет власть даже над левиафаном. Левиафан — это мифическое чудовище, которое в древней ханаанской мифологии олицетворяло зло и хаос и противостояло ханаанским богам. При помощи этого образа автор псалма показывает, что Бог Израиля способен укротить самую страшную и неукротимую стихию. Отсюда и требование автора псалма к Богу: «Вспо́мни же: враг поно́сит Го́спода, и лю́ди безу́мные хуля́т и́мя Твоё».
Плач и сетование псалмопевца остаются без ответа. По крайней мере в тексте самого псалма мы не видим реакции Бога. Однако важно понимать, что описанные бедствия, скорее всего, разворачивались на глазах автора псалма. А потому он мог не знать, что пройдёт немного времени и Вавилон падёт. Народ Израиля вернётся домой и построит ещё более великолепный храм. А ещё через какое-то время все обещания Творца исполнятся, и благодаря богоизбранному народу в этот мир придёт Мессия, Христос. Люди получат великое утешение и спасение.
Так и нам во всяких тяжких обстоятельствах важно помнить, что не молчит Бог и не забыл о нас. Просто у Него другая скорость. Он не торопится, не спешит. Он действует медленно, но основательно. А потому и ответ, который от Него приходит, не мимолётен. Оно прочен, надёжен и с избытком покрывает все наши скорби.











