Наряду с важными делами по собиранию Руси, Иоанн неутомимо старался также об украшении своего стольного города Москвы и, в этом отношении, шел совершенно по стопам своего прапрадеда Иоанна Калиты. При Иоанне III Москва из деревянной стала белокаменной.
В деле этом, конечно, важнейшей заботой великого князя было попечение о Божьем храме, который являлся как бы основным камнем для создания народного государственного единства, о кремлевском соборе Успенья Божией Матери, заложенном при Иоанне Калите ... святым Петром чудотворцем, в нем и погребенным. Храм этот от времени и многих пожаров сильно обветшал и грозил падением. И вот в 1471 году ... митрополит Филипп заложил сооружение нового каменного собора...
К весне 1474 года, церковь … уже ... вывели до сводов, которые оставалось только замкнуть, чтобы на них соорудить большую среднюю главу, как вдруг, 20 мая, в час солнечного заката, храм внезапно разрушился…
Причиной такого несчастия ... послужило плохое искусство мастеров, так как старый способ постройки каменных храмов, коим была так знаменита Русь одиннадцатого и двенадцатого веков, был совершенно забыт в это время. Вместе с глубокой скорбию о разрушении храма, весь Московский народ видел преславное чудо… в том обстоятельстве, что при разрушении церкви никто из людей не пал жертвою этого несчастия...
Чтобы начать вновь строить церковь, великий князь послал было за Псковскими мастерами, славившимися своим искусством, но когда они отказались от столь ответственной работы, то он решил отправить ... посла в Италию, в город Венецию, и выбрал Семена Толбузина.
Семен Толбузин, первый из Русских, отправленный послом к иноземному государю, успешно выполнил свое поручение и в 1475 году возвратился в Москву, привезя славного мастера… Родольфа Фиораванти, прозванного ... Аристотелем, по имени знаменитого Греческого ученого мужа — воспитателя великого царя Александра Македонского.
Правитель Венеции никак не хотел отпускать от себя Аристотеля… и только после многих просьб, в знак особой дружбы к Иоанну, разрешил ему ехать в Москву, за жалованье 10 рублей в месяц, цену по тому времени огромную. Помимо знания строительного искусства, Аристотель мог также отлично лить колокола и пушки и стрелять из последних.
Подробно осмотрев разрушенный храм, он похвалил гладкость сооружения, но похулил известь ..., да и камень, сказал, что не тверд.
Аристотель решил все сломать до основания, чтобы начать строить из кирпича.
На четвертое лето, в 1478 году, славная постройка была окончена вчерне, а совсем в 1479 году, а 12 августа торжественно освящена митрополитом Геронтием.
Радость в этот день всего города Москвы была неописуема. Великий князь повелел раздать милостыню на весь город всем нищим, а духовенство с боярами угостил знатным обедом.
В 1482 году, Успенский собор был украшен иконописью — мастерами иконниками: Дионисием, попом Тимофеем, Ярцем и Конною...
Сооружением заново соборного храма было положено только начало новому устройству города, причем великий князь имел немало забот и трудов по вызову мастеров из Италии, где в это время был полный расцвет, так называемой «Поры возрождения наук и искусств», чему очень сильно способствовали Греки, которые, после взятия Царьграда Турками, во множестве поселились в Италии и пробудили в среде ее образованных жителей любовь к изучению Греческого языка, а вместе с тем и всех памятников древней Греческой жизни, среди коих было много образцов высокого искусства. Правители городов и сами папы Римские стали ревностно изучать древнеязыческое искусство; скоро в Италии появились замечательные живописцы, ваятели из камня и искусные зодчие, украсившие ее города знаменитыми и поныне храмами, зданиями, картинами и статуями.
Вследствие отдаленности Москвы от других государств, а главное вследствие враждебности наших соседей — Поляков и Немцев, не желавших к нам пропускать нужных людей, проходили годы, пока в Москве стали появляться эти очень желанные и необходимые Итальянские художники. В ожидании их, Иоанн воспользовался искусством Псковских мастеров и в 1484 году приказал построить новый каменный дворцовый храм Богоявления, а митрополит в том же году — церковь Ризоположения.
В 1485 году, прибывшими первыми после Аристотеля Итальянцами — Мастерами Антонием и Марком Фрязиными стали сооружаться новые кремлевские стены, постройка которых с башнями или стрельницами и тайниками (подземными ходами) продолжалась до 1495 года; в самом кремле за это время было сооружено несколько храмов, в том числе разобраны старые и заложены новые каменные церкви первоначальной постройки Иоанна Калиты...
Вместе с тем, великий князь решил выстроить для себя в кремле каменные палаты на месте деревянных. Сооружение их началось одновременно с перестройкой Благовещенской церкви мастерами Марком и Петром-Антонием Фрязиными, которые в 1491 году построили большую палату, названную Грановитой, по случаю отделки ее наружных стен по Итальянски — гранями.
Постройка же остальных дворцовых палат затянулась надолго и окончилась уже при преемниках Иоанна.
Достойно особого замечания, что Фрязове-Итальянцы, устраивавшие каменную Москву и ее сердце кремль, бывшие учениками великих мастеров Итальянской блестящей «Поры возрождения наук и искусств», придя со своими большими научными знаниями в деревенскую и деревянную Москву, тем не менее возводили в ней все новые каменные сооружения отнюдь не по Итальянским, а по старо-Русским образцам и заветам.
Даже Грановитая палата, отделанная по Итальянскому способу гранями, была только частью Государева помещения, состоявшего по старому Русскому обычаю из ряда палат и помещений, соединенных между собой сенями и переходами. Таким образом, пригласив Итальянских мастеров, чтобы воспользоваться их знаниями и искусством в строительстве, или как говорят ныне — их техническими знаниями, Московская Русь во главе со своим великим князем Иоанном Васильевичем крепко и во всем держалась своего ума и обычая, и вовсе не желала отворять широко двери таким нововведениям, которые могли бы изменить коренные черты ее старинных вкусов и укладов.
Псалом 99. Богослужебные чтения

Быть верующим не означает быть грустным. Конечно, сравнивая себя с возвышенным эталоном заповедей Божиих, мы, нет-нет, и начинаем печалиться, что не дотягиваем до планки совершенства. Но это не означает, что нужно пребывать в унынии. Об этом как раз и говорит нам псалом 99-й, который звучит сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 99.
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лицо Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы — Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его — с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
Псалом 99-й не отличается продолжительностью. Это краткий, но пронзительный, предельно радостный гимн, обращённый к Богу. Царь и пророк Давид ликует от факта обладания верой. Его сердце переполнено радостью от того, что Господь Бог, совершенный и неприступный в плане Своего небесного бытия, тем не менее, присутствует в жизни Давида, явным образом Себя в ней проявляет. Это участие Божие в жизни царя не ограничивалось какими-то почти неосязаемыми, исключительно духовными состояниями.
Давид старался быть настоящим праведником. Он соблюдал заповеди Божии даже тогда, когда это было невыгодно, неудобно, опасно. За это, собственно, его и прозвали пророком. Не потому, что Давид возвещал будущее. Хотя в псалмах есть описание событий, связанных с приходом Спасителя. Пророческое служение в Библии проявляет себя, прежде всего, как служение правде Божией. Господь призывает того или иного человека стать живой совестью народа, быть видимым мерилом нравственности. А ещё библейский пророк находится в послушании у Бога. Но не потому, что боится, а потому, что Господа всем сердцем любит.
Вот и Давид в совсем ещё юном возрасте проявил эту добрую горячность веры, когда увидел, как великан Голиаф и прочие язычники издеваются над верой в истинного Бога. Тогда ещё простой пастух, а не царь, Давид с помощью своей пращи одним ударом победил Голиафа. Не сам по себе, конечно, а с Божьей помощью. Но она-то пришла не автоматически, а в качестве отклика Творца на молитвенное обращение Давида.
И пророк радуется, что может стать в хорошем смысле инструментом в руках Божиих, может при поддержке Господа творить добрые вещи. Давид не стесняется своей радости. Он вообще был человеком эмоциональным. Чего только стоил его танец во время перенесения ковчега Завета — главной святыни Израиля — в Иерусалим! Царь не стеснялся показаться смешным. Он, как ребёнок, прыгал и кричал, ликуя, что Господь не оставил Свой народ. И Давид призывает своих слушателей и читателей разделить с ним радость веры. Или как он пишет: «Славьте Его (то есть Бога), благословляйте имя Его, ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род».
Давид, конечно же, принадлежал к ветхозаветному человечеству. И между заветами Ветхим и Новым очень много различий, но есть и множество схожих черт. Например, всё та же радость от веры. Зачем печалиться, сваливаться в уныние, если Бог рядом, если Он явным образом проявляет Себя в нашей жизни? Конечно, наши грехи, наши промахи не могут не расстраивать. Но пример Давида и иных праведников, допускавших в течение жизни досадные ошибки, пусть укрепят нас. Искреннее покаяние способно вернуть радость общения с Богом. Ведь единственной преградой для участия Господа в нашей жизни является только наша гордость — нежелание Бога впустить в сердце. Поэтому, если есть хоть какое-то, даже самое слабое, стремление у человека призвать Господа, обратиться к Нему искренне, Бог никогда не отвернётся, но проявит Себя, помогая нам очиститься от грехов и наделяя нас не земной, но небесной радостью.
Псалом 99. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 99. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 99. На струнах Псалтири
1 Воскликните Господу, вся земля!
2 Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием!
3 Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас, и мы - Его, Его народ и овцы паствы Его.
4 Входите во врата Его со славословием, во дворы Его - с хвалою. Славьте Его, благословляйте имя Его,
5 ибо благ Господь: милость Его вовек, и истина Его в род и род.
«Крыло ангела»

Фото: Guilman / Pexels
Завтра утром моя жена Надежда возвращается из паломнической поездки. На целую неделю ездила она с группой прихожан нашего храма в монастырь Оптина пустынь. Я так соскучился! Несмотря на связь с женой по телефону и интернету, мне очень не хватало живого общения с ней в эти дни.
К завтрашней встрече готовлюсь с вечера. В ближайшей кулинарии купил пирог с Надиной любимой вишней, перемыл посуду... И даже решил вытереть пыль! Когда я делал это в последний раз?.. Ох, задел тряпкой фигурку деревянного ангела! Уронил, крылышко отвалилось... Надя, конечно, не заметит. Но чувствую неприятный осадок в душе: ангела этого подарила нам в день венчания одна пожилая монахиня, и вот сейчас он — с одним крылом... В магазин за клеем идти поздно, ночь на дворе.
Я зажигаю свечу перед иконами и открываю молитвослов. Канон Божией Матери стараюсь читать спокойно, со вниманием... А затем и ангелу-хранителю помолился. Только окончил молитву — и вспомнил: я же шкафчик в ванной чинил не так давно, и должен был остаться суперклей! Ну-ка, посмотрю у Нади в хозяйственной коробочке... Точно, есть!
А утром счастливая Надя вынула из сумочки ещё одну фигурку: гляди, в пару к нашему — ангел Оптинский! И поставила рядом, на ту же полку.
Текст Натальи Разувакиной читает Илья Крутояров.
Все выпуски программы Утро в прозе