Что может вырасти из девочки, которую с детства называли гвардейцем в юбке? Воинствующая особа, не знающая пощады и жалости? Или успешная дама, которая всю свою энергию направит на помощь людям? Именно такой стала дочь Павла Первого - Мария - одна из самых щедрых благотворительниц своего времени.
«Она – настоящий драгун, ничего не боится, все её склонности напоминают мальчика, самая любимая её поза подпереться руками в бока и так прогуливаться». Этими словами Екатерина Вторая обрисовала свою внучку Машу. Отец же восхищался характером и силой воли дочери. Машу все любили за доброе, отзывчивое сердце и называли жемчужиной семьи.
В 17 лет Мария стала невестой сына герцога Саксен-Веймарского княжества Карла-Фридриха. Они обвенчались в 1804 году и уехали в Веймар, который тогда был центром духовной и литературной жизни Европы. Свою новую семью Мария очаровала. «Боги послали нам ангела. Все на неё здесь молятся. Она уже сделала очень много хорошего», - писала о Марии бабушка мужа.
С приездом Великой княгини в Веймаре началась новая эпоха. Деятельная и весёлая Мария Павловна устраивала музыкальные фестивали и литературные вечера. Она подружилась с жившими в этом городе Гёте и Шиллером и стала покровительницей их семей.
Когда началась война 1812 года Мария Павловна попала в сложное положение, ведь её свёкр - Карл-Август, связанный с Наполеоном Рейнским союзом был обязан направить свои войска на родину невестки. Но когда союз распался Карл-Август примкнул к России. А Мария Павловна тут же распродала свои драгоценности, на вырученные деньги открыла госпитали для русских солдат и организовала Патриотический институт женских объединений: его дамы оказывали помощь раненым.
После войны Мария Павловна развернула широкую благотворительную деятельность. В первую очередь она боролась с нищетой. Организовывала ссудные кассы для бедных, рабочие мастерские для мужчин и прядильни для женщин, ремесленные училища, где девочки получали профессию вышивальщиц, а мальчики осваивали технические специальности. Мать четверых детей, Мария Павловна открывала родильные отделения в больницах. Она всей душой болела за сирот и на свои деньги основала Институт Фалька, с приютом для беспризорных детей на двести мест.
Рабочий день Марии Павловны начинался в шесть утра. Ни одна из просьб не была положена ею «под сукно», всем она отвечала без промедления. Когда муж Марии Павловны стал великим герцогом, она получила титул великой герцогини и смогла сделать ещё больше для жителей герцогства. Задумав превратить Веймар в город-сад, Мария Павловна создавала училища садоводства и закладывала парки. Она никак не могла забыть красот родного Павловска и хотела, чтобы Веймар хоть чуточку на него походил.
Мария Павловна превратила Веймар в столицу музыкальной Европы. Приглашала на концерты лучших музыкантов. Учреждала стипендии студентам. Помогала писателям, артистам, учёным. Она тяжело пережила смерть своего друга Гёте. Что могла сделать герцогиня для того, чтобы мир не забыл великого поэта? Мария Павловна создала музей в его честь и в честь Шиллера, сохранив для потомков личные вещи литераторов.
К концу жизни Мария Павловна не брала денег из казны, пользовалась только тем, что присылали ей из России. И экономила, чтобы как можно больше раздать бедным. Она отказалась праздновать 50-летие своего пребывания в Веймаре. А деньги, выделенные на торжества, отдала фонду призрения стариков, который сама и основала. Последней волей герцогини стала просьба возвести православную церковь на её могиле. В 1862 году храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины был освящен.
Жители Веймара называли Марию Павловну «ангелом бедных, больных и сирот». Она показывала людям пример доброй воли. Не удивительно поэтому, что на неё смотрели как на солнце и любили бесконечно.
Великое Славословие. Нина Юркова
Есть такая часть Всенощного бдения, которая называется Великое славословие. Начинается оно с того, что священник, стоя при открытых Царских Вратах, воздевает руки к небу, и очень торжественно, нараспев произносит: Слава Тебе, показавшему нам Свет! А хор откликается на это молитвой Ангелов, возвестивших пастухам рождение Богомладенца Христа.
Этот богослужебный момент с самого детства производит на меня впечатление. В моём воображении, при возгласе священника, сразу возникал целый ряд образов. Свет, по повелению Всемогущего Бога пронзающий темноту в первый день творения мира. Свет, который впервые видит ребёнок, появившийся из материнской утробы. И, наконец, свет в значении «мир». Помните, в сказке о Царе Салтане корабельщики говорят: «мы объехали весь свет...». Последний из образов казался мне, ребёнку, самым близким, поэтому возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет» я тогда истрактовала как благодарность молящихся Богу за то, что Он привёл их в этот мир, дал душе воплотится здесь, на земле.
И лишь позже, повзрослев, когда увидела богослужебный текст, в котором слово «Свет» написано с большой буквы, я поняла, что речь идет совсем о другом Свете — о Христе. Об истинном Свете, который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
В моей голове всë встало на свои места. И тот детский восторг, возникающий в ответ на возглас, перерос в благодарное ликование об истинном Свете, который просвещает и освещает всякого человека, приходящего в мир.
Автор: Нина Юркова
Все выпуски программы Частное мнение
Вера Васильева и Владимир Ушаков
В 1953 году на «Мосфильме» снимали музыкальную комедию «Свадьба с приданым». Главную роль целеустремлённой и решительной колхозной бригадирши играла молодая, но уже известная актриса Московского академического Театра сатиры Вера Васильева. Её партнёром по фильму стал Максим Егоров. По сценарию его персонаж — бригадир соседнего колхоза — был женихом главной героини. Однако с Егоровым успели отснять всего пару сцен. Он заболел и отказался от участия в картине. Однажды утром Вера Васильева пришла на съёмочную площадку и узнала, что её новым «экранным женихом» будет актёр Владимир Ушаков. Вера уже встречалась с ним на одной сцене — год назад, в 1952-м, когда Ушаков был зачислен в труппу Театра сатиры. До этого несколько лет Владимир жил в Германии. В Потсдаме он служил в Драматическом театре группы советских войск. Однако театральная сцена — это одно, а кино — совсем другое. У Веры имелся успешный опыт киносъёмок. Для Ушакова же «Свадьба с приданым» стала первой серьёзной киноработой. Васильева беспокоилась — сработаются ли они? Однако её волнения оказались напрасны. Владимир сразу же вошёл в роль. Вера поражалась тому, насколько живо и искренне он играет. А Ушаков не просто играл. На съёмочной площадке Владимир выплёскивал собственные чувства. Ведь он всем сердцем полюбил Веру.
Васильева ничего тогда об этом не знала. Фильм «Свадьба с приданым» вышел на экраны и имел такой успех, что Театр сатиры включил постановку одноимённой пьесы, по который и был снят фильм, в свой репертуар. Едва ли не каждый день Вера и Владимир играли на сцене жениха и невесту. Тогда-то Ушаков понял, что больше не может таиться. Однажды после очередного спектакля он признался Вере в любви и предложил ей руку и сердце. Но... получил отказ. Васильевой казалось, что она испытывает к Володе лишь дружеские чувства. «Три года он ухаживал за мной, а я на его ухаживания не отвечала», — вспоминала Васильева. Но однажды вечером в квартире Веры раздался звонок. Девушка удивилась — она никого не ждала. Открыла дверь. На пороге стоял Ушаков. Он был до крайности взволнован: «Вера, я пришёл, чтобы спросить тебя в последний раз — ты выйдешь за меня? Если ответишь "нет", я отступлюсь и больше беспокоить тебя не стану». Вера долго смотрела на него, а потом вдруг обернулась и крикнула вглубь квартиры, где гремела на кухне посудой её мать: «Мама! Я выхожу замуж за Володю Ушакова!».
Свадьба была очень скромной. «Без приданого», — шутил Ушаков. Семейным гнездом стала его комната в театральном общежитии. Вера Кузьминична впоследствии признавалась, что совсем не была готова к роли хозяйки и даже яичницу на завтрак толком не могла пожарить. Но Владимира это, казалось, нисколько не смущало. Позже Самойлова говорила, что далеко не сразу поняла, сколько такта, терпения и любви проявлял к ней муж.
Он продолжал красиво ухаживать за любимой супругой. По вечерам мог вызвать такси прямо к порогу театра. Галантно открывал дверцу и заботливо усаживал жену, чтобы отвезти домой. Но Вере всё ещё казалось, что к мужу она не испытывает настоящих чувств. Всё изменилось, когда Владимир Петрович уехал в командировку. Без него всё вокруг вдруг померкло, показалось скучным, пустым, словно потеряло смысл. И тогда Вера поняла, что очень любит своего мужа. Всегда любила. Просто долгое время сама об этом не догадывалась.
Вера Васильева и Владимир Ушаков прожили в браке 56 лет. «У нас была настоящая крепкая любящая семья», — вспоминала Вера Кузьминична. Когда в 2011 году Владимир Петрович скоропостижно скончался от сердечного приступа, она продолжала жить так, словно он по-прежнему рядом. Каждый вечер вслух рассказывала мужу о том, как прошёл её день. «Наша с ним любовь на этом свете не закончилась», — говорила она.
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
28 апреля. Об иконографии праздника Входа Господня в Иерусалим
Сегодня 28 апреля. Вход Господень в Иерусалим.
Об иконографии праздника, — протоиерей Владимир Быстрый.