Как известно, женщин на Афон не пускают. А мне повезло. Нет. Конечно, на самом Афоне я не была. Но была в монастыре, который построил ученик афонского старца Иосифа Исихаста в аризонский пустыне. В Америке. В этом монастыре живут по строгому афонскому уставу. Молятся ночью. Спят два раза в сутки по два-три часа - вечером и утром. Читают Иисусову молитву. Часто вслух, не обращая внимания на паломников и туристов.
Основатель монастыря - архимандрит Ефрем Филофейски - построил в Америке 18 греческих православных монастырей. И собирается довести их число даже до 20. Самый большой и известный - монастырь св.Антония Великого. Он находится в центре Аризоны, примерно в 120 километрах на юго-восток от города Феникс. Его окружает мертвая пустыня и вековые кактусы в человеческий рост.
Ехать одной по палящему солнцу опасно. Если машина откажет, закончится бензин или питьевая вода можно умереть от обезвоживания. Буквально сгореть еще до наступления темноты. Поэтому я присоединилась к группе паломников из соседнего штата. Мы добрались до обители за два дня.
Таких как мы приезжает очень много. Хотя, большинство - американские туристы, а не паломники. 30 тысяч человек посещают этот монастырь ежегодно. Он находится в первой тройке аризонских достопримечательностей, наряду с Великим Каньоном. Туристы во время экскурсии по монастырю переспрашивают в каком году он был основан — в 1895 или в 1795... Настолько поразительно все то, что предстает перед глазами. Трудно представить, что всего 20 лет назад на этом месте не было ничего, кроме потрескавшейся выжженой земли, змей и скорпионов.
Есть в монастыре и русский монах. Физик из Москвы. С его помощью мне удалось разобраться в службах - когда спать, когда есть, когда молиться. Устав монастыря строг (под стать окружающей природе). Старец Ефрем взял за основу устав монашеской общины афонского отшельника и подвижника нашего времени Иосифа Исихаста, учеником которого он был на протяжении 12 лет жизни на Афоне.
День в монастыре начинается за два часа до полуночи. Монахи просыпаются после краткого вечернего сна и начинают совершать бдение. Бдением здесь называется Иисусова молитва по четкам, которую они творят по своим кельям, либо на улице - в парке. В правило входит 1000 молитв с крестным знамением и 100 земных поклонов.
Все время сна и бдения — называется в монастыре "тихими часами", когда нельзя разговаривать между собой и по телефону, принимать душ или выходить из кельи. Потом монахи собираются в храм на литургию, после которой завтрак и небольшой сон. Днем послушания. Обед. Краткая вечерня и все по-кругу. Через три четыре дня привыкаешь к ночному афонскому образу жизни, тем более, что температура в жаркие дни достигает +45 градусов в тени.
Но самое удивительное - это оазис, который монахам удалось разбить вокруг монастыря. Он один стоит того, чтобы приехать в этом место. А дело в том, что монахи нашли в пустыне воду и теперь в центре пустыни разбит парк в несколько тысяч деревьев. Извилистые дорожки подсвечены фонарями, круглые сутки работают фонтаны с артезианской водой. Часовенкам, аркам, беседкам нет числа. Ночью на улицу вылезают кошки, они сладко спят в беседках, свесивши лапы и хвосты.
В Америке говорят, что аризонские звезды самые яркие. Это действительно так. Уходить из поразительного оазиса и ложиться спать совсем не хочется. Тем более, что ночь — единственное время, когда здесь можно спокойно дышать и очень хорошо молиться.
Если будете в Аризоне, может быть по дороге в Великий каньон или объезжая Долину смерти, загляните в этот монастырь. Не пожалейте времени. Впечатление о настоящих аскетах-пустынниках, живущих в условиях приближенных к египетским, останется с вами навсегда.
13 сентября. О прошедшем Крестном ходе в Москве

12 сентября, в День памяти благоверных князей Даниила Московского и Александра Невского, Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную Литургию в Даниловом монастыре в Москве.
На проповеди после богослужения он рассказал о прошедшем в столице 7 сентября, в День Собора московских святых, Крестном ходе.
Крестный ход, который недавно был, на днях буквально, он очень ясно сказал людям, многим, сомневающимся, неверующим или тем, кто цинично предвосхищал статистику и говорил: «Ну, соберут они там тысяч пятьдесят, ну, пройдут там с Кириллом вместе». А когда прошло четыреста тысяч, перепугались и стали называть совсем другие цифры. Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо.
Я не знаю ни одного другого мегаполиса в мире, ни в какой стране, даже традиционно вроде как и христианской, где бы в настоящее время могло произойти нечто подобное. И опять вопрос, а почему? Ответ у меня только один. А разве кровь мучеников не называлась семенем христианства? В глубокой древности, в античной, кровь мучеников — семя христианства.
И те мученики, которые погибали в после революционные годы, и те, кто был лишён возможности делать карьеру, потому что он был православным, или просто даже объявлять себя православным, или который лишался каких-то благ до лишения квартиры, если он был православным. Вот если всё это собрать воедино, то ведь действительно, и даже те, кто не прошёл через страшные страдания и мученическую смерть, во многом были притесняемы.
И конечно, исповедовать в то время веру в Господа и храмы посещать, особенно если у человека было хоть какое-то видимое положение в обществе, было уже большим и большим подвигом. И вот, действительно, еще раз хочу сказать, взирая на этот многотысячный крестный ход, вспоминал всё это.
Вспоминал своего деда-исповедника, прошедшего 47 тюрем и 7 ссылок. Вспоминал его отца, моего, который накануне свадьбы был арестован и отправлен на Колыму. Вспоминал многих его сослуживцев, которые прошли теми же тропами. Вспоминал многих, которые в тяжелейшие хрущёвские годы этого нового гадкого гонения под вывеской построения к 80-му году коммунизма, то есть справедливого общества, разрушали всякую справедливость, пытаясь уничтожить церковь православную.
Всё это вот вспомнилось и мне, когда мы шли с этим крестным ходом. Ещё раз скажу, что сегодня мы живём прямо-таки в другой стране.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. О верности Христу

В 4-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
О верности Христу — священник Вадим Бондаренко.
Верность — прекрасное качество, которое очень высоко ценится в любом обществе. Это стержень, на котором может держаться как сам человек, так и его деятельность снаружи. Однако очень важно осознанно и вдумчиво выбрать, чему именно ты принимаешь решение быть верным.
Невозможно, чтобы не пришли сомнения, но насколько становится тяжело, когда сомнение накладывается на осознание, что то, во что ты верил, оказалось не стоящим этого. Апостол Павел в своём послании призывает сохранить верность Христу и Его Евангелию.
Человек меняется и предает, а организации под благовидным фасадом таят много того, о чём лучше и не знать. Только Сын Божий без недостатка, без двойного дна, без неожиданных изменений. Он тот, на ком без страха и опасения можно строить свою идентичность и жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 сентября. Об истории честного пояса Пресвятой Богородицы

Сегодня 13 сентября. Положение честного пояса Пресвятой Богородицы при императоре Аркадии, правившем в Восточной Римской империи с 395 по 408 год.
Об истории святыни — протоиерей Михаил Самохин.
Пояс Пресвятой Богородицы вместе с Её Ризой, точнее, омофором, и иконой Божией Матери Одигитрии, написанной, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, был одной из трёх главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Пресвятой Богородицы. Эти три святыни давали основание называть Царьград городом Богородицы. И для византийцев выражение «град Твоей Богородицы» было синонимом слова «Константинополь».
Согласно преданию, пояс и Риза Божией Матери незадолго до Её успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещён в прекрасный ларец, который обрёл своё место в одном из трёх главных богородичных храмов столицы Византии — Халкопратийской церкви.
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что святая императрица Пульхерия в этом храме установила ночные молитвы и процессию каждую среду, которую возглавляла, идя пешком, с лампадой, которую сама заправляла. А Патриарх Тимофей Константинопольский в VI веке установил практику совершать крестные ходы из Влахернского храма в Халкопратийскую церковь. Ковчег с поясом не открывали на протяжении столетий.
В результате двух падений Константинополя святыня покинула город и сейчас рассеяна частицами в Афонском Ватопедском монастыре, в Санкт-Петербургском Вознесенском Новодевичьем монастыре, в Грузии, в Казанском кафедральном соборе.
И мы понимаем, что святыни, подобные честному поясу Пресвятой Богородицы, служат нам материальным напоминанием о реальности евангельских событий, и при благоговейном к ним отношении становятся источником особой милости и благодати Божией. Уже то, что частицы одежд Божией Матери дошли до нас через тысячелетия — удивительная милость Божия к христианам. А то, что от этой великой святыни совершаются чудеса, ещё больше вдохновляет и укрепляет нас в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема