Первую половину двадцатого века часто называли временем всеобщего духовного расслабления. Но и тогда находились люди, которые заботились о человеческих душах, всегда были готовы прийти на помощь. И уже 21 век с благодарностью вспоминает о великом праведнике – святителе Иоанне.
Иоанн – в миру Михаил Максимович – родился в украинском селе Адамовка. Отец мальчика служил предводителем дворянства, а дядя – ректором университета. Мише тоже прочили светскую карьеру, пока не заметили, что он не похож на своих сверстников. Игрушечных солдатиков малыш превращал в монахов, а вместо крепостей строил из песка монастыри. Став постарше, собирал иконы и церковные книги, ночи посвящал молитвам.
Юношей Михаил учился в Кадетском корпусе, потом поступил в университет на юридический факультет. Это был страшный 1918 год. Семья Максимовичей эмигрировала в Белград. Здесь Михаил стал учиться на богословском факультете университета. По его окончании служил в русской Троицкой церкви и преподавал в духовной семинарии. В 26 году Михаил постригся в монахи с именем Иоанн. Спустя три года он стал иеромонахом. А ещё через пять лет был возведён в сан епископа и уехал в Шанхай.
Именно в Китае владыка Иоанн занялся благотворительностью. Он начал с того, что принял участие в строительстве православного собора в честь иконы Богоматери «Споручницы грешных». Шанхай в то время считался едва ли не русским городом, так много там оказалось эмигрантов из России. Владыка помогал им налаживать жизнь, хлопотал о строительстве больниц и новых храмов, посещал арестантов в тюрьмах, каждый день навещал своих больных прихожан.
Одним из огромных дел милосердия владыки Иоанна стал приют для русских детей-сирот. Он был создал «с нуля» и в нём сначала поселили восемь ребят. Скоро их было уже сто. А за всё время существования приюта там жили три с половиной тысячи детей. Владыка Иоанн сам искал по трущобам голодных и больных ребятишек. Вырывал их из рук жестоких людей, порой выкупал. И стал для своих питомцев настоящим отцом. Один из его воспитанников рассказывал, что во время Второй мировой войны в приюте закончилась еда. Владыке сказали, что кормить детей нечем. Он ответил: «Бог пошлёт» и простоял на молитве всю ночь. А утром приют получил пожертвование. После войны владыка эвакуировал своё детище на Филиппины, а сам отправился в Вашингтон и добился разрешения властей США на приезд русских беженцев в Америку.
В 51 году владыка Иоанн, назначенный архиепископом Западно-Европейским, переехал в Париж. Жил скромно, еду и обувь раздавал нищим, а сам ходил босиком. Один священник даже сказал о нём молодёжи: «Вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. К чему вам теоретические доказательства, когда по улицам Парижа ходит живой святой - Святой Иоанн Босой».
В начале 60-ых владыка Иоанн стал архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским. При его участии в США открыли самый большой православный храм – собор Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость». Архиепископ старался, чтобы дети и внуки русских эмигрантов не забывали о своих корнях. В Сан-Франциско он устраивал вечера, на которых учил детей русским песням, которые сам прекрасно исполнял.
Умер владыка Иоанн в 66 году в Сиэтле прямо во время молитвы. Его знали и любили во всём мире: высокопоставленные чиновники и простые люди. Прихожане говорили о нём: «Он, как колокол будит нашу совесть, зовёт нашу душу на подвиг христианский, зовёт нас, чтобы мы отвлеклись от житейской грязи, и возвели очи к небу, откуда только и приходит помощь».
В 1994 году Русская Православная Церковь заграницей причислила архиепископа Иоанна к лику святых, а через 14 лет он был прославлен для общецерковного почитания на Архиерейском соборе Русской Православной Церкви.
Как свинья себя наказала

Давным-давно это было. Много разных зверей и птиц обитало в африканских джунглях, и самым главным над ними считался Слон. Он был не только огромным в размерах, но самым рассудительным и справедливым, а ещё был немного волшебником.
Пришла как-то раз Свинья к Слону и спрашивает:
— Скажи, как мне стать таким же большим, как ты? Что для этого надо есть? А то меня в лесу все звери обижают...
А в то время Свинья и впрямь была маленькая как мышка, только с носом-пятачком.
— О, это секрет, — ответил Слон добродушно.
Но потом пожалел малышку и сказал:
— Впрочем, ладно, я достану тебе волшебное средство...
Слон скрылся в чаще и вскоре принёс откуда-то листья волшебного дерева. Конечно, он не поведал маленькой свинке, где их нарвал, зато пообещал:
— Каждый день я буду давать тебе немного этих листьев, и в конце концов вырастешь такой же большой, как я.
С тех пор Свинья ежедневно приходила к слону, получала у него несколько волшебных листьев и с большим удовольствием их ела. Через некоторое время она действительно стала расти и делаться похожей на слона. Она заметно растолстела, рыло у нее вытянулось, во рту появились небольшие клыки, глаза стали напоминать слоновьи.
«Все в порядке! — думала Свинья. — Скоро я сделаюсь такой же огромной, как слон и покажу всем в джунглях, кто здесь главный!»
Она перестала узнавать старых знакомых, и с каждым днём всё больше гордилась своим сходством со слоном.
Однажды под вечер свинья пошла в лес накопать себе на ужин кореньев. Она вела себя так, будто и в самом деле уже была самым большим зверем в джунглях: громко топала, распихивая всех, кто встречался ей на пути.
Как раз в это время мимо проходил Слон. Услышал он странный шум, остановился и спросил удивленно:
— Эй, кто там в чаще?
— Здесь тот, кто больше самого Слона, — прохрюкала в ответ свинья. — Убирайся подобру-поздорову!
— Ого! — воскликнул Слон. — Не видал я в джунглях зверя больше меня. Надо хоть взглянуть на него.
Он шагнул через кусты и увидел маленькую свинку, которая ковырялась под деревом, громко фыркала и чавкала.
— Так-так, — промолвил Слон. — Вот ты, оказывается, какая гордячка! Стоило прибавить тебе немного в весе, как ты, я слышал, начала кичиться своей силой и притеснять всех, кто слабее тебя. Что же будет, если ты станешь большой, как я? За это я больше не дам тебе волшебных листьев, и ты останешься такой, как теперь.
Так он и сделал.
С тех пор рыло у свиньи вытянуто, а когда она ест, то топчется на месте, как слон. Зато характер у неё стал не такой хвастливый и надменный, как раньше, уже и на том спасибо.
(по мотивам африканской сказки народа бауле)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 56. Богослужебные чтения

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Известная евангельская притча о мытаре и фарисее показывает, что молитва молитве рознь, и далеко не всякую молитву Бог приемлет. Если же мы хотим, чтобы наша молитва была принята Богом, то нам необходимо, с одной стороны, иметь должное нравственное устроение, а с другой — сам текст молитвы не может быть случайным и хаотичным. Дело здесь не в том, что Бог требует от человека некий шаблон, а в том, что молитва нужна не Богу, знающему все наши нужды, она нужна нам самим, она должна подготовить нас к принятию воли Божией. Прекрасный пример молитвы предлагает нам сегодня Церковь во время богослужения, этот пример заключён в 56-м псалме. Давайте его послушаем.
Псалом 56.
1 Начальнику хора. Не погуби.
Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени́ крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасёт меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлёт Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в неё.
8 Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племён,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесён выше небес, Боже, и над всею землёю да будет слава Твоя!
Только что услышанный нами псалом был написан самим царём Давидом, но написан он им был тогда, когда Давид ещё не был на вершине власти. Более того, во время появления этого псалма будущий израильский царь подвергался жестокому преследованию со стороны своего предшественника по трону — Саула. Давид вынужден был скрываться от Саула в пещере, и дальнейшее развитие событий было в то время отнюдь не очевидным.
В этой ситуации Давид, конечно же, не бездействовал. Вокруг него собрались люди, и Первая книга Царств повествует, что с Давидом было порядка четырёх сотен человек: «И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда. И собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душою, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырёхсот человек» (1Цар. 22:1–2). Давид не просто сидел в пещере и ждал исхода, он пытался понять, как ему поступать дальше, размышления будущего царя описаны в Первой книге Царств, молитвенная же часть его непростых дум зафиксирована 56-м псалмом.
Что же мы видим в этом псалме?
Во-первых, все свои переживания Давид адресует Богу. Давид не пытается искать защиту и поддержку где бы то ни было ещё, его прибежище — Бог.
Во-вторых, в своей молитве Давид высказывает уверенность в том, что Бог его не посрамит, что Бог защитит праведника.
В-третьих, после произнесения своего исповедания псалмопевец переходит к последней части молитвы — к славословию Бога. Именно славословие здесь кажется наиболее интересным и важным: благодеяние ещё не получено, но Давид уже славословит и благодарит Творца. Получается, что цель молитвы достигнута, ведь псалмопевец приходит к крайне важному выводу: «Готово сердце моё, Боже, готово сердце моё: буду петь и славить» (Пс. 56:8). Собственно, такая готовность — и есть плод молитвы. В Евангелии мы видим нечто похожее: Гефсиманская молитва Господа Иисуса Христа привела к такому же результату, после очень непростой и напряжённой беседы с Богом-Отцом Спаситель произнёс финальные слова: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42). Эти слова стали предвестниками грядущего Христова Воскресения, как и слова Давида предварили собой будущее величие израильского царя.
Псалом 56. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 56. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 56. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру.
2 Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды.
3 Воззову к Богу Всевышнему, Богу, благодетельствующему мне;
4 Он пошлет с небес и спасет меня; посрамит ищущего поглотить меня; пошлет Бог милость Свою и истину Свою.
5 Душа моя среди львов; я лежу среди дышущих пламенем, среди сынов человеческих, у которых зубы — копья и стрелы, и у которых язык — острый меч.
6 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!
7 Приготовили сеть ногам моим; душа моя поникла; выкопали предо мною яму, и сами упали в нее.
8 Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое: буду петь и славить.
9 Воспрянь, слава моя, воспрянь, псалтирь и гусли! Я встану рано.
10 Буду славить Тебя, Господи, между народами; буду воспевать Тебя среди племен,
11 ибо до небес велика милость Твоя и до облаков истина Твоя.
12 Будь превознесен выше небес, Боже, и над всею землею да будет слава Твоя!