«…Различны пути, приводящие к Господу. Но на вопрос, какими путями пришел к Богу тот или иной человек, может быть всегда только один ответ: путями Промысла Божьего.
Зачем я пишу обо всем этом, давно хорошо извест¬ном всем, отвлекаясь от своей основной темы? Однако, это именно и есть моя тема. Весь смысл жизни моей в таинственном, незаметном для других, непонятном когда-то для меня самой, но ставшем явным в течение жизни, терпеливом и постоянном призыве никогда не оставляющей нас Божьей любви. И если позволят мне мои слабые силы, я постараюсь это передать…»
Это было чтение из заветной мемуарной книги христианской поэтессы Наталии Даниловны Ануфриевой, при жизни которой – она родилась в 1905-м, а отошла к Господу в 1990-м – ни одной её строчки не появилось в печати. Читала Елена Топникова. Возвращению, точнее, доступному явлению её творчества мы обязаны близким Ануфриевой и особенно – писателю, собирателю, исследователю духовной поэзии – Евгению Данилову. Кстати, именно он, по милости Божией, так много сделал и для нашей встречи с православным поэтом Александром Солодовниковым, стихи которого можно слышать в одном из выпусков программы «Рифмы жизни».
Сегодня мы обращаемся именно к мемуарам Наталии Ануфриевой, начатым ею в шестидесятые годы, после долгих лет тюрем и лагерей, к – фрагментам огромной рукописи, которая переписывалась несколько раз, подобно исповеди протопопа Аввакума. Удивительно, но внешним скорбям своей жизни (как она определила – пяти жизней), Ануфриева уделила здесь не так уж и много места. Ибо эта история – о жизни душевной и духовной, о становлении того самого нашего внутреннего – по слову апостола – человека, мысль и забота о котором многим из нас присуща, да только не всякий доверит это письменному осмыслению.
«Я думаю иногда о глухоте Бетховена: может быть, глухота его была не случайна, может быть, тогда, когда умолкли для него навсегда все звуки этого мира, слыш¬нее стала для него звучащая в душе его музыка?
В свете этого понимания мы по-иному увидим подвижника: он хочет общаться с предметом своей глубочайшей любви, хочет общаться с Богом, для этого он создает условия, где ничто внешнее не мешало бы внутреннему, не могло бы нарушить радостную полноту его общения с Богом».
Наталия Ануфриева, я думаю, всю жизнь искала этой полноты: и когда не осознавала этого, сосредотачиваясь на сугубо душевной, личной трагедии неразделенной земной любви; и когда – годами – жадно вчитывалась в своих любимых Достоевского и Соловьёва; и когда в поздние годы пробовала себя в богословии. И, конечно же – в своих горячих, из глубины души идущих, пусть и отмеченных порою некоторой экзальтацией бесконечных стихотворениях, вплоть до того момента, когда этот её источник иссяк и она приняла случившееся – с подлинно христианским смирением. Каким-то заветным ключиком для понимания её личности и возросшей души явилось моё знание о том, что после последней ссылки, выбирая местность, в которой она имела бы право поселиться, Наталия Даниловна искала то село или город, где есть действующая церковь.
Об этом мы знаем тоже благодаря ее мемуарам, на которые она, подчеркну, решилась, не рассчитывая ни на какого читателя, ибо это, как я теперь понимаю, ещё и попытка той самой исповеди «за всю жизнь». Честно, признаюсь, что при чтении, я не раз останавливался и размышлял – а достоин ли я этого откровенного чтения…
«Раньше я жадно стремилась к философии, к умственным разрешениям моих религиозных сомнений, мне казалось, что в философии могут быть найдены ответы на всё. Теперь я на слишком многое не нашла ответов. Рань-ше, когда было что-нибудь неясно, это очень мучило, и хотелось поскорее выяснить, а теперь, когда наступил такой беспорядок, я стала говорить: “Да, неясно. И пусть неясно. Но всё яснее становилось зато, что живешь не одними мыслями, а чем-то другим, гораздо более сильным и непреложно живым. И это несказанно живое есть наша таинственная жизнь в Церкви”…»
Светлая память рабе Божией Наталии, чей прах ныне во Владимирской земле, а душа – у нашего Господа.
7 июля. О действии Святого Духа

В 1-й главе Евангелия от Луки есть слова о Крестителе Господнем Иоанне: «Не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей».
О действии Святого Духа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова открывают нам удивительную истину:действие благодати может освещать человеческую природу с самых истоков земного бытия, приготовляя человека к великому служению. Исполнение Духом сформировало всю личность Крестителя: его жизнь в пустыне, строгий аскетизм не были самоцелью, но условием сохранения и возрастания в благодати.
Сила Духа явлена в его пламенной проповеди: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Его слова, проникая в сердца человеческие, были не мудростью человеческой, но гласом Духа истины. Само крещение в Иордане, крещение покаяния для оставления грехов, было действием того же Духа, призывающего к очищению.
Пред встречей с Мессией святой Дух дал ему глубочайшую прозорливость. Он безошибочно узнал в Иисусе Агнца Божия: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». «Идущий за мной сильнее меня», — сказал он. Сила Духа в Иоанне мощно действовала на весь мир. Люди всех сословий приходили, каялись и крестились. Дух Святой был для Иоанна источником силы и мужества. Он бесстрашно обличал грех царя Ирода, что привело его к мученической кончине.
Итак, жизнь Иоанна Крестителя, от освящения во чреве до мученического венца, есть величайшая икона действия Святого Духа в мире. Он явил полное послушание Богу, пророческую ревность, чистоту и мужество — вот истинные плоды жизни в Духе.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. О духовном пробуждении

В 13-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Наступил уже час пробудиться нам от сна».
О духовном пробуждении — протоиерей Максим Горожанкин.
Если мы внимательно посмотрим на содержание всего послания апостола Павла к римлянам, то увидим, что это чёткий и осознанный призыв римским христианам, обращённым из иудеев, начать вести осознанную, как бы мы сегодня сказали, христианскую жизнь и продолжать дело апостольской проповеди.
Всё послание от начала и до конца проникнуто идеей воскресения Христова: «Христос воскрес, а значит,и мы должны совоскреснуть с Ним». А как же нам совоскреснуть? Естественно, нам необходимо пробудиться от того сна, который нас сковывает. А какой это сон? Это сон — ощущение собственной избранности, это какое-то пленение разума относительно того, что нас спасает исполнение закона ветхозаветного, а не Бог.
И вот апостол Павел призывает своих слушателей, своих будущих учеников, к которым он ещё не дошёл, но скоро придёт, пробудиться от сна и обратиться от Ветхого Завета к Завету Новому. И конечно же, читая сегодня эти слова, мы также должны понимать, что спасает нас не формальное исполнение закона, а живая вера в воскресшего Господа нашего Иисуса Христа.
И дело покаяния — это дело непрестанного пробуждения: пробуждения навстречу Богу, навстречу людям, навстречу самому себе и навстречу каждому человеку, которого мы должны встречать на пути своей жизни как посланного от Господа.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 июля. Об иконографии пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня 7 июля. Рождество честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Об иконографии пророка — протоиерей Михаил Самохин.
Первые иконы Иоанна Крестителя, датированные III веком от Рождества Христова, найдены в римских катакомбах. Они изображают пророка аскетом, пустынником.
С XI века начало развиваться житийное направление в иконографии Иоанна Крестителя, включающее разные эпизоды повествования о его жизни, начиная с зачатия Иоанна Предтечи. Эту икону называют «Целованием праведных Захарий» или «Совет Рождества Иоанна Предтечи».
И затем икона «Ангел Пустыни», где он изображается с крыльями, подобно ангелам. Этот образ сложился где-то в конце XIII века. А на Руси с XVI века появился образ Иоанна Крестителя с крыльями, удерживающего в руках евхаристическую чашу с Богомладенцем.
Среди важных образов, конечно же, — это моление святого Иоанна Предтечи в пустыне, образ, на котором пророка изображают вошедшим в возраст и готовящимся приступить к трудам проповеди. Самая распространённая икона с Иоанном Крестителем, конечно, — это «Крещение Господне»,и затем «Усекновение главы Иоанна Предтечи». Сюжет усекновения появляется с X века и основан на VI главе Евангелиста Марка, рассказывающего о страшной судьбе пророка.
Среди сюжетов иконографии — обретение честной главы Иоанна Предтечи, его сошествие в ад, где он запечатлён повествующим о грядущем Мессии, и, конечно, где Иисус предстаёт с Матерью Божией к Спасителю и молится о нас, ведь по церковному преданию именно он вместе с Пресвятой Богородицей будет ходатайствовать о нас и на Страшном суде.
Поэтому будем же молиться Иоанну Крестителю об укреплении и нашей твердости в вере.
Все выпуски программы Актуальная тема