Святые разных веков являются прообразами героев многих литературных произведений. Иногда мы даже не помним автора любимых строк — но точно знаем, кто вдохновил их создателя.
Здравствуйте! С вами писатель Ольга Клюкина с программой «Прообразы: святые в литературе».
Сегодня мы говорим о благоверном князе Вячеславе Чешском и популярной в Европе рождественской песне «Добрый Вячеслав король...»
«Добрый Вячеслав король
Распахнувши ставни
Увидал глубокий снег
В день Стефанов славный
Видит — в поле под луной
Вьюга снег взметает
Там крестьянин на ветру
Хворост собирает.
«Где ты, верный мой слуга?
Расскажи мне, друже
Где живет крестьянин, что
Мерзнет в этой стуже»...
Таким — внимательным к людям, обходительным, добрым — остался в народной памяти образ благоверного князя Вячеслава (или Вацлава) Чешского.
Вячеслав жил в 10 веке и был старшим сыном князя чехов Вратислава. У него был младший брат Болеслав и несколько сестер.
Так сложилось, что Вячеслав с детства воспитывался в доме бабушки, святой княгини Людмилы Чешской, и перенял у нее все самое лучшее.
После смерти мужа княгиня Людмила до совершеннолетия сыновей сама правила Чехией. В летописях (кстати, она первая женщина, упоминаемая в чешских хрониках) ее правление характеризуется как разумное и справедливое.
Княгиня Людмила была христианкой и знала славянскую грамоту. По преданию, ее крестил сам просветитель славян святой Мефодий.
Её любимый внук Вячеслав тоже был хорошо образован: знал латынь, греческий язык. Христианское «образование» получила и его душа: добрая, сострадательная к людям.
Не каждый правитель, выглянув в окно, обратит внимание на озябшего крестьянина, собирающего хворост...
«Сир, отсюда мили три
Там источник под горой
У святой Агнии"
«Принеси скорей вина,
мяса, дров сосновых
Пусть отведает бедняк
Трапезы дворцовой»...
Но если Вячеслав многое унаследовал от своей мудрой, просвещенной бабушки, то его младший брат Болеслав находился под влиянием матери, жестокой язычницы Драгомиры.
Невестка ненавидела Людмилу, ревнуя к ее уважению в народе, а после смерти мужа, князя ВратислАва, подослала к княгине-мученице убийц.
Вячеславу было шестнадцать лет, когда он сразу лишился отца, бабушки, да и матери тоже — за свои злодеяния Драгомира была выслана за пределы страны.
Из близких у занявшего княжеский престол юного Вячеслава теперь был только брат БолеслАв. Князь Вячеслав справедливо распорядился наследством, уступив младшему брату обширную область княжества, которая называлась Болеславией.
Среди многочисленных легенд о Вячеславе Чешском одна — особенно трогательная. Она о том, как молодой князь со своим верным слугой Подивоем ходил зимой к заутрене в церковь. Вячеслав шел по сугробам впереди и заботливо протаптывал для старика дорожку в снегу, говоря: «Нынче зима, старче, ступай по следам моим, какие проложил я в снегу».
А в стихотворении неизвестного автора, которое превратилось в народную песню, князь Вячеслав и его старый слуга идут сквозь пургу, чтобы позвать во дворец, накормить и обогреть незнакомого крестьянина.
«Злой зиме наперекор
С ветрами, снегами
Вышли в путь король и паж
С грузом за плечами
«Добрый Сир, не видно зги,
Заметает очи
Сжалось сердце от тоски
И идти нет мочи»
«Видишь, вот следы мои
В них ступай ты смело
Так и хлада избежишь,
И согреешь тело».
Так за кралем он пошел
По следам смелее —
Самый дерн согрел святой
Поступью своею...»
Святой князь Вячеслав Чешский — князь-страстотерпец, князь-мученик...
Как-то на праздник Косьмы и Дамиана князь Вячеслав поехал в Болеславль, город младшего брата. После литургии он собирался ехать домой, но Болеслав стал упрашивать брата остаться на праздничный ужин.
На вечерний пир в княжеский дворец собралось множество друзей Болеслава, и во время рыцарской потехи кто-то шепнул князю Вячеславу, что это — неспроста, младший брат задумал его убить. Но Вячеслав не хотел в это верить и остался гостить у брата до утра.
На рассвете, когда князь Вячеслав уже выезжал из ворот дома, неожиданно его нагнал Болеслав.
— Добрый вечер был у тебя, брат мой! — сказал ему Вячеслав.
Выхватив меч, Болеслав ответил:
— Нынешний хочу сделать тебе лучше вчерашнего, — и ударил Вячеслава по голове.
Они схватились, в какой-то момент князь Вячеслав выхватил меч из рук Болеслава...
О силе Вячеслава и его умении владеть оружием тоже ходили легенды. Как-то молодому князю чехов пришлось сражаться с соседним князем Радиславом, и когда два войска уже стояли напротив друг друга, Вячеслав предложил противнику решить спор поединком. Радислав был побежден и просил у Вячеслава прощение...
Теперь князь-христианин не захотел проливать кровь родного брата и опустил свой меч.
Братья смотрели друг другу в глаза — а тем временем во двор уже стали сбегаться друзья и слуги Болеслава, кто-то из них ранил гостя в руку. Вячеслав вырвался и побежал в сторону церкви. Убийцы настигли князя-мучника прямо на пороге храма...
Позже Болеслав раскаялся в своем преступлении. Став верховным князем, он велел перенести мощи князя Вячеслава в Пражский Град, где они и теперь лежат в соборе святого Вита.
А еще память благоверного князя Вячеслава увековечена в песне, которую на праздник Рождества Христова в Европе любят петь взрослые и дети.
Братья, верьте — не спасут
Деньги иль главенство
А кто бедных ублажит —
Сам найдет блаженство!
Неожиданный опыт. Наталья Сазонова
В храм я стала ходить уже подростком. И своего опыта детской веры я не получила. Наверное, поэтому, когда стала мамой, очень переживала, что могла только представлять, как чувствуют Бога мои маленькие дети. На что опираться, рассказывая им о Нём? Решила, что самое понятное — это сравнение Бога с родителем. Читала об этом в духовной литературе.
Я видела безусловное детское доверие к нам и старалась воспитать их в таком же доверии к Богу. Дети обо всём рассказывали нам, и мы приучали их так же делиться своими новостями, своими чувствами с Богом в молитве.
Наверное, в этом и состоит детская вера, думала я тогда. Но однажды она открылась для меня совсем с иной стороны.
Мы всей семьёй поехали в отпуск на Кавказ. Сняли там жилье. Днем — походы, горы, реки, бурные эмоции. А вечером надо детей как-то угомонить, уложить спать. Муж предложил: «Давайте-ка, мальчишки, быстренько укладываться, а мама нам почитает».
В хозяйском книжном шкафу нашли «Кавказского пленника» Толстого. Мне подумалось: младшему не по возрасту. Ему только шесть, поймёт ли. Ну, уж раз мы сейчас на Кавказе, то «Кавказский пленник», как раз в тему!
Начала читать. Дети притихли. Слушали внимательно. Прочла о неудавшемся побеге Жилина и Костылина. Вдруг — голос младшего, Коли. Он расстроен и разочарован.
— Мама, ну, что же они? Ну, разве не знали, что надо было сделать?
— А, что надо было сделать, Коль? — удивилась я.
— Ну, как же! Надо было помолиться сначала Богу, а потом уже бежать! Тогда бы всё у них получилось!
Я даже не нашлась сразу, что ответить.
Только: «Коль, ты слушай дальше, что будет».
Когда же Коля услышал, что побег Жилина удался, то был очень доволен концовкой.
— Ну, вот, видишь, мама! В этот раз Жилин помолился и всё получилось! Я так переживал за него! Я когда переживаю за кого-то, всегда за него молюсь!
И тут я поняла; детская вера моего сына, с её безусловным доверием Богу, может быть и осознанным поступком любви!
Он переживает за родителей, за окружающих, пусть даже книжных героев, он не может не откликнуться на беду и совсем по-взрослому решает для себя, как помочь.
Молитва воспринимается им как собственная ответственность за других! Ответственность, которую рождает любовь.
Вот так мой сын, поделился со мной опытом детской веры, о котором я даже не могла подумать. Поделился опытом действенной любви, как ответственности перед Богом за ближних! Научи, Господи, и меня такой вере!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение
Сербский выбор. Илья Муромский
Глядя на старших ребят в школе, я думал, что всё, чем они занимаются — это круто. Им нравилось гонять в футбол, ходить по клубам и вести себя легкомысленно. Меня это так манило!
Обижался на родителей, которые пытались пресечь мои попытки стать похожим на моих «кумиров». Но однажды в нашей школе появился преподаватель сербского языка, а также истории и культуры сербского народа.
Поначалу я не обратил на это никакого внимания. Мне казалось, что двух уроков английского языка в неделю итак хватает, а тут ещё новый язык учить с нуля. Однако в душе будто внутренний голос звал меня туда со словами: «Что ты упираешься?» Просто сходи и посиди один урок. Не понравится, значит, не будешь учить этот предмет«.
На следующий день, вернувшись домой после первого занятия, я был сам не свой: глаза горели, и я взахлеб рассказывал родителям о новых словах, которые выучил на сербском языке. Но больше всего меня поразила история сербского народа. Оказалось, что ещё в 12-м веке будущий святой Савва Сербский подвизался в русском монастыре святого Пантелеимона на Афоне, и с тех пор сложилась крепкая дружба между Россией и Сербией.
Через два года изучения сербского языка на летних каникулах наша школа отправилась в паломническую поездку по святым местам Сербии и Черногории. Удалось посетить 33 монастыря и множество церквей. Мы побывали и в соборе святого Саввы в центре Белграда, столицы Сербии. Увидели легендарную фреску «Белый ангел» в монастыре Милешева, один из шедевров сербского православного искусства. Но самое главное — нам довелось лично познакомиться с митрополитом Черногорским и Приморским Амфилохием.
Когда мы были на всенощной в одном из храмов, где он служил, директору нашей гимназии протоиерею Сергию Махонину, как он поделился, очень хотелось попасть в алтарь к митрополиту. Но его не позвали. Он стоял вместе с нами. По окончании службы митрополит вышел из алтаря, благословляя прихожан, и увидев отца Сергия, спросил, почему тот не зашёл в алтарь. Отец Сергий немного смущенно произнёс: «Владыко, меня никто не приглашал». А старец Амфилохий, ответил: «Бог пригласил». И надо было видеть в этот момент глаза нашего настоятеля. В слабом вечернем свете они горели как пасхальные свечи. Было видно, как согрелась его душа, и налилось радостью его сердце. Не ожидая, но будто надеясь на такой ответ, он получил приглашение и благословение от Бога через владыку. И уже через несколько дней они вместе служили Божественную литургию в резиденции митрополита.
С тех пор прошло много лет. Вспоминая ту поездку, каждый раз ловлю себя на мысли: «А что было бы, если бы я не согласился ходить на эти занятия и променял их на простые увеселения? Какой благодати и каких памятных событий я мог себя лишить?!»
Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Будет то, что Бог даст. Бог же устраивает все только душеполезное, и спасительное».
И как отец Сергий получил благословение от Бога, приглашения в алтарь, так я был удостоен приглашения на простой урок, после которого пережил новые духовные открытия, укрепившие мой внутренний стержень, и ступил на новый этап христианской духовной жизни.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
Начальник тишины. Илья Муромский
Наша семья любит посещать святую обитель недалеко от Калуги. Она называется Тихонова Пустынь. Туда мы ездим за тишиной, как это ни странно звучит на первый взгляд!
Основатель обители — русский подвижник Тихон Калужский и Медынский, долгое время живший в дупле огромного дуба, что зафиксировано на иконе святого. По молитвам к преподобному Тихону многие окрестные жители получали исцеления при жизни и после кончины святого.
Сами монахи, насельники обители, принимают обет молчания, но в монастыре работает ещё очень много людей: в пекарне, в иконной лавке, в воскресной школе, на источнике. Но их не видно и не слышно! Воистину — чудо! Глубокая тишина окутывает монастырь! Тишина поселяется в сердце каждого приехавшего паломника, причём даже не та, которую можно услышать, но та, которую чувствуешь всём своим существом! Как будто именно этого просило сердце и рвалось сюда, подальше от искушений и мирской суеты.
29 июня — день памяти Тихона Калужского. Множество людей со всей России собирается на престольный праздник!
Как-то раз мы тоже побывали в обители в этот праздничный день. На источнике оказалось ещё больше людей, чем в монастыре. В тот день была открыта даже монашеская купель, чтобы не было длинных очередей на окунание. Повсюду раздавались радостные возгласы, поздравления друг друга с праздником, но шумно не было. Умиротворение разливалось и в воздухе, и в душах людей! Не обманешь душу. Ухо можно, а душу — нет. Благословение святого Тихона действует сквозь века и вновь дарит всем ощущение спокойствия и тихой, огромной радости присутствия где-то рядом нашего Спасителя.
Христа часто называют «Начальником тишины». Где бы ни появлялся Господь, наступали спокойствие и тишина. И водная стихия повиновалась ему, когда он с учениками плыл на лодке по Галилейскому морю. Стоило ему приказать буре утихнуть, как на море настал полный штиль.
Пророк Илия взошел на гору Синай, чтобы там говорить с Богом и взывал к нему, ожидая ощутить явление Бога в виде ветра, землетрясения, огня. «Но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра». И в этом тихом ветерке он услышал Глас Божий и узнал Бога.
Сердце и душа человека противятся суете. Но бывает так сложно уединиться и обрести душевный покой. Почувствовать рядом своего главного и близкого друга, Христа. Однако есть на нашей земле такие места, где «Начальник тишины» дарит истинный покой людям. Нам остаётся только довериться и идти к нему навстречу.
Приезжая в Тихонову пустынь, чувствуешь, что попал в теплые и такие родные объятья Христа. После поездки в обитель ещё некоторое время в сердце живёт тишина, и это так радостно! И просишь Бога: «Сохрани Божественную тишину подольше!»
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение