Так уж сложилось, что от каждой книги Натальи Сухининой читатели ждут чего-то особенного. И не напрасно – писательница давно зарекомендовала себя мастером так называемой «житейской» прозы. Её неповторимый стиль узнаваем, истории близки и понятны, а герои так похожи на тех, с кем мы каждый день сталкиваемся на улице, на работе или в супермаркете, а часто – и на нас самих. И тем не менее, в своих произведениях Наталья Сухинина ненавязчиво и деликатно раскрывает перед читателями истины, которые в своей простоте производят, совершенно ошеломляющий эффект. Этим феноменом обладает и сборник её рассказов «Времена года».
Писательнице удалось создать настоящую симфонию – вполне под стать знаменитому одноимённому циклу композитора Вивальди. Не связанные между собою ни сюжетом, ни стилем, рассказы воспринимаются как нечто удивительно цельное, благодаря тому, что едины по духу. И как за весною наступает лето, за летом, осень, а следом – зима, рассказы в книге плавно перетекают друг в друга, и каждый из них имеет свой особенный колорит.
Весна – пора бурного цветения и бурных чувств. Студент Андрей из рассказа «Кому идёт коса до пояса» переживает остроту романтических отношений с Людой - девушкой «без комплексов и предрассудков». И всё бы ничего, но каждый день в университете он видит загадочную и таинственную Таисию с длинной русой косой. Она совсем другая. При ней парни стесняются обронить невзначай бранное слово, ей чуждо пустое кокетство, и вообще она, оказывается, верит в большую и единственную любовь, и ждёт её, не торопясь размениваться на мимолётные «отношения». Наблюдая за Таисией, неожиданно для себя, многое пересматривает в собственной жизни и Андрей.
Но есть в книге Натальи Сухининой «Времена года» герои, которые далеко не всегда способны критически посмотреть на себя со стороны. Ангелина Николаевна из рассказа «Душа добрейшая» платит маленькому мальчику сто рублей, чтобы он спокойно достоял службу в церкви, уговаривает соседку тайком от мужа поехать с ней в паломничество, чтобы исцелиться от бесплодия, дарит на день рождения знакомой золотую подвеску, в то время как другие принесли всего лишь цветок в горшке и коробку конфет… Но почему-то мама ребёнка возмущённо отчитывает добрую женщину, муж соседки просит не лезть в их семейные дела, а знакомая не знает, куда деть глаза, держа в руках коробочку с дорогим подарком. Автор рассуждает о том, как творить добро разумно, помогать, чтобы не обидеть, и отличать истинное милосердие от тщеславного стремления прославиться.
Наталья Сухинина не раз признавалась, что сюжеты для произведений ей подбрасывает сама жизнь. Может быть, именно поэтому они так близки читателям, и так естественны, как «Времена года», каждое из которых дарит нам свою особенную радость.
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.
Икона Божией Матери «Избавительница»
Пресвятую Богородицу с первых веков христианства верующие почитают своей Защитницей. Божия Матерь всегда откликалась на молитвы, помогала людям в жизненных испытаниях, избавляла их от скорбей и страстей. Одна из Её икон так и называется — Избавительница.
Образ небольшой — четырнадцать на тринадцать сантиметров. Он был написан в середине семнадцатого века в Греции. Неизвестный автор изобразил Пречистую Деву в соответствии с иконописным типом Одигитрия, что означает Путеводительница. Левой рукой Богородица держит Младенца Христа, а правой указывает на Него, как на истинный Путь спасения. Голова Царицы Небесной увенчана короной.
История реликвии прослеживается с конца восемнадцатого столетия. Тогда она принадлежала греческому иеромонаху Константию Феодулу, подвизавшемуся на полуострове Пелопоннес. От старца икону унаследовал его ученик, монах Мартиниан. В 1821 году он поселился на горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Святыню, доставшуюся от наставника, подвижник постоянно носил на шее в жестяном футляре.
В девятнадцатом веке икона «Избавительница» прославилась чудотворениями. По молитвам перед ней исцелялись люди, страдавшие беснованием. Жители села Мавровуни близ Спарты, где монах Мартиниан побывал с реликвией, избавились от нашествия саранчи. Там же произошло невероятное событие. Умершего мальчика по имени Анастасий молитвенно осенили чудотворной иконой, и он воскрес!
Образ Божией Матери «Избавительница» стал известен во всём православном мире. Списки иконы распространились далеко за пределы Греции, появились они и в России. Копия чудотворной реликвии сопровождала императора Александра Третьего и его семью в поездке из Ливадии в Санкт-Петербург осенью 1888 года. 30 октября произошло крушение царского поезда. Романовы остались в живых чудом, по милости Божией Матери. Дата спасения императорской фамилии стала днём празднования иконы «Избавительница».
А ещё через год первообраз святыни перенесли с Афона в Абхазию, в молодой монастырь Симона Кананита. Его основали в 1875 году монахи святогорской Свято-Пантелеимоновой обители. Монастырь получил название Новоафонский. Образ Божией Матери «Избавительница» стал одной из главных его святынь. В Новом Афоне реликвия пребывает и поныне.
Все выпуски программы Небесная Заступница