Так уж сложилось, что от каждой книги Натальи Сухининой читатели ждут чего-то особенного. И не напрасно – писательница давно зарекомендовала себя мастером так называемой «житейской» прозы. Её неповторимый стиль узнаваем, истории близки и понятны, а герои так похожи на тех, с кем мы каждый день сталкиваемся на улице, на работе или в супермаркете, а часто – и на нас самих. И тем не менее, в своих произведениях Наталья Сухинина ненавязчиво и деликатно раскрывает перед читателями истины, которые в своей простоте производят, совершенно ошеломляющий эффект. Этим феноменом обладает и сборник её рассказов «Времена года».
Писательнице удалось создать настоящую симфонию – вполне под стать знаменитому одноимённому циклу композитора Вивальди. Не связанные между собою ни сюжетом, ни стилем, рассказы воспринимаются как нечто удивительно цельное, благодаря тому, что едины по духу. И как за весною наступает лето, за летом, осень, а следом – зима, рассказы в книге плавно перетекают друг в друга, и каждый из них имеет свой особенный колорит.
Весна – пора бурного цветения и бурных чувств. Студент Андрей из рассказа «Кому идёт коса до пояса» переживает остроту романтических отношений с Людой - девушкой «без комплексов и предрассудков». И всё бы ничего, но каждый день в университете он видит загадочную и таинственную Таисию с длинной русой косой. Она совсем другая. При ней парни стесняются обронить невзначай бранное слово, ей чуждо пустое кокетство, и вообще она, оказывается, верит в большую и единственную любовь, и ждёт её, не торопясь размениваться на мимолётные «отношения». Наблюдая за Таисией, неожиданно для себя, многое пересматривает в собственной жизни и Андрей.
Но есть в книге Натальи Сухининой «Времена года» герои, которые далеко не всегда способны критически посмотреть на себя со стороны. Ангелина Николаевна из рассказа «Душа добрейшая» платит маленькому мальчику сто рублей, чтобы он спокойно достоял службу в церкви, уговаривает соседку тайком от мужа поехать с ней в паломничество, чтобы исцелиться от бесплодия, дарит на день рождения знакомой золотую подвеску, в то время как другие принесли всего лишь цветок в горшке и коробку конфет… Но почему-то мама ребёнка возмущённо отчитывает добрую женщину, муж соседки просит не лезть в их семейные дела, а знакомая не знает, куда деть глаза, держа в руках коробочку с дорогим подарком. Автор рассуждает о том, как творить добро разумно, помогать, чтобы не обидеть, и отличать истинное милосердие от тщеславного стремления прославиться.
Наталья Сухинина не раз признавалась, что сюжеты для произведений ей подбрасывает сама жизнь. Может быть, именно поэтому они так близки читателям, и так естественны, как «Времена года», каждое из которых дарит нам свою особенную радость.
16 июля. О вечной жизни

Во 2-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».
О вечной жизни — епископ Черняховский и Славский Николай.
Как мы представляем себе рай? Это место, где находиться хорошо и приятно. Но дело в том, что «хорошо» для каждого из нас разное: кому-то нравится тепло, кому-то прохлада, кому-то нравится классическая музыка, кому-то тяжелый рок. И Бог, который благословил это разнообразие, дал человеку возможность и свободу выбирать то, что ему нравится, едва ли будет строить всех по одной линейке.
Бог — это высший разум, самый мощный интеллект во Вселенной. Бог — это совершенная любовь. И Бог всегда удивляет. Об этом писали святые отцы. Первое, что человек испытывает при познании Бога, — это удивление.
Так что же может уготовить Бог любящим Его? Ответ прост: Он может уготовить Себя. Потому что нет на Земле в материальном мире того, что можно сравнить с радостью общения с Богом, с радостью созерцания Бога.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О подвиге Мученика Иакинфа Римского

Сегодня 16 июля. День памяти Мученика Иакинфа Римского, пострадавшего за Христа в 108 году.
О его подвиге — священник Августин Соколовски.
Святой Иакинф жил в Риме на рубеже I и II веков и служил при царском дворе. Христианство ещё было редким явлением, видимо, поэтому Иакинфу долгое время удавалось скрывать своё исповедание. Но однажды ему всё-таки надлежало принять участие в пиршестве при дворе. Это означало жертвоприношение. Святой отказался.
Расплата за тайное христианство была жестокой: Иакинф был казнён, а тело его было оставлено без погребения, но пребывало нетленным, хранимое ангелом, говорит Житие. После оно было перенесено в родной город Кесарию. Отсюда другое наименование святого — Иакинф Каппадокийский.
Пример святого мученика учит нас тому, что привычный ход вещей может внезапно прерваться, и нам придётся дать отчёт в нашем православном исповедании. Поэтому следует воспитывать в себе молитвенную готовность к этому.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июля. О почитании святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси

Сегодня 16 июля. Церковь празднует Перенесение мощей святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси, жившего в 17 веке.
О его почитании — протоиерей Владимир Быстрый.
Его земная жизнь трагически прервалась в 1569 году по воле царя Иоанна Грозного, чьего гнева он не устрашился, обличая беззаконие.
Божьим промыслом в 1646 году Патриарх Иосиф повелел торжественно открыть мощи святителя Филиппа на Соловках. Они были переложены в новую раку и выставлены для поклонения в Преображенском соборе.
А в 1652 году наступил момент великого покаяния и торжества правды. Будущий патриарх Никон, тогда митрополит Новгородский, предложил перенести мощи святых мучеников и иерархов, включая Филиппа, в Москву.
И вот, по благословению патриарха, владыка Никон лично отправился за мощами святителя Филиппа в далёкие Соловки. Путь святыни в столицу стал триумфом истины над неправдой.
Царь Алексей Михайлович, праправнук Грозного, вложил в руку святителя покаянную грамоту, моля о прощении грехов своего предка, символически склоняя царскую власть пред властью небесной правды.
Москва с ликованием встретила своего невинно изгнанного пастыря. Десять дней его мощи пребывали в центре Успенского собора под непрерывный пасхальный звон колоколов, а затем обрели вечное упокоение у южной двери алтаря.
И память об этой встрече жива до ныне. На том самом месте, где москвичи впервые поклонились возвращённой святыне, был воздвигнут крест. Отсюда пошло название «Крестовская застава» — вечный памятник покаянию, торжеству святости и незыблемости духовного подвига святителя Филиппа.
Все выпуски программы Актуальная тема