Так уж сложилось, что от каждой книги Натальи Сухининой читатели ждут чего-то особенного. И не напрасно – писательница давно зарекомендовала себя мастером так называемой «житейской» прозы. Её неповторимый стиль узнаваем, истории близки и понятны, а герои так похожи на тех, с кем мы каждый день сталкиваемся на улице, на работе или в супермаркете, а часто – и на нас самих. И тем не менее, в своих произведениях Наталья Сухинина ненавязчиво и деликатно раскрывает перед читателями истины, которые в своей простоте производят, совершенно ошеломляющий эффект. Этим феноменом обладает и сборник её рассказов «Времена года».
Писательнице удалось создать настоящую симфонию – вполне под стать знаменитому одноимённому циклу композитора Вивальди. Не связанные между собою ни сюжетом, ни стилем, рассказы воспринимаются как нечто удивительно цельное, благодаря тому, что едины по духу. И как за весною наступает лето, за летом, осень, а следом – зима, рассказы в книге плавно перетекают друг в друга, и каждый из них имеет свой особенный колорит.
Весна – пора бурного цветения и бурных чувств. Студент Андрей из рассказа «Кому идёт коса до пояса» переживает остроту романтических отношений с Людой - девушкой «без комплексов и предрассудков». И всё бы ничего, но каждый день в университете он видит загадочную и таинственную Таисию с длинной русой косой. Она совсем другая. При ней парни стесняются обронить невзначай бранное слово, ей чуждо пустое кокетство, и вообще она, оказывается, верит в большую и единственную любовь, и ждёт её, не торопясь размениваться на мимолётные «отношения». Наблюдая за Таисией, неожиданно для себя, многое пересматривает в собственной жизни и Андрей.
Но есть в книге Натальи Сухининой «Времена года» герои, которые далеко не всегда способны критически посмотреть на себя со стороны. Ангелина Николаевна из рассказа «Душа добрейшая» платит маленькому мальчику сто рублей, чтобы он спокойно достоял службу в церкви, уговаривает соседку тайком от мужа поехать с ней в паломничество, чтобы исцелиться от бесплодия, дарит на день рождения знакомой золотую подвеску, в то время как другие принесли всего лишь цветок в горшке и коробку конфет… Но почему-то мама ребёнка возмущённо отчитывает добрую женщину, муж соседки просит не лезть в их семейные дела, а знакомая не знает, куда деть глаза, держа в руках коробочку с дорогим подарком. Автор рассуждает о том, как творить добро разумно, помогать, чтобы не обидеть, и отличать истинное милосердие от тщеславного стремления прославиться.
Наталья Сухинина не раз признавалась, что сюжеты для произведений ей подбрасывает сама жизнь. Может быть, именно поэтому они так близки читателям, и так естественны, как «Времена года», каждое из которых дарит нам свою особенную радость.
Послание к Галатам святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 204 зач., II, 21 - III, 7.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Простите, если сразу введу в смущение — но придётся потерпеть. Хорошо ли вы понимаете, чем «дурак» отличается от ... «дурня?» Эту разницу нам поможет понять отрывок из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах во время литургии. Давайте его послушаем.
Глава 2.
21 Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание, то Христос напрасно умер.
Глава 3.
1 О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
3 Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и совершающий между вами чудеса через дела ли закона сие производит, или через наставление в вере?
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.
Апостол Павел обращается с посланием к Галатам в связи с тем, что вскоре после его отъезда из Галатии — а это область в центральной Анатолии, территории нынешней Турции — как они быстро капитулировали перед иудействующими проповедниками, которые утверждали прямо противоположное Павлу: верить во Христа недостаточно, необходимо также обрезание и вообще соблюдение иудейских религиозных предписаний. Неудивительно, что, узнав об этом, апостола охватывает искреннее возмущение — не потому, что ходят всякие еретики, а именно потому, что галаты очень быстро и легко переметнулись на противоположную сторону.
Вот мы и подошли к слову, с которого начали сегодняшний комментарий — в греческом это слово звучит так: «ὦ ἀνόητοι Γαλάται τίς ὑμᾶς ἐβάσκανεν οἷς κατ᾿ ὀφθαλμοὺς Ἰησοῦς Χριστὸς προεγράφη ἐσταυρωμένος (Γαλ.3:1)» Здесь каждое слово заслуживает тщательного разбора. ἀνόητοι — утратившие разумение, или «съехавшие с катушек», «объюродившие» — но в контексте самой тональности послания это кажущееся оскорбительным слово всё же звучит иначе, не как оскорбительное «ну и дурак же ты!» — а как «ну ты и дурень!» Чувствуете разницу?
Дальше — ещё интереснее. Великолепная игра слов и смыслов. Русский перевод эту игру не передаёт: «кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?». «Прельстил» — глагол βασκαίνω — околдовывать, «сглазить», обольщать. Причём именно «сглаз» — наиболее точно передаёт смысл. Что? Апостол допускает возможность сглаза? Одним словом, полное фиаско. Но — не будем торопиться.
Сглаз или очарование — одно из наиболее понятных для простых людей представление о силе магического воздействия, волшебном мороке, в который может погрузить другого человека колдун своими действиями. Сегодня бы мы сказали, это нахождение в состоянии изменённого сознания, когда сам человек уже не вполне как бы понимает, что он делает: он сбит с толку, эмоционально перегружен, интеллектуально запутан, и его «внутренний процессор» перегревается и хочет только одного — остыть. Чтобы человек не вышел из этого состояния, необходимо как бы «подвесить перед глазами» какую-то очень заманчивую, маячащую идею, или образ, или мечту — устремляясь к которой человек и не сможет выйти из этого морока.
И смотрите, что дальше говорит апостол. «Кто же, и главное — чем — вас смогли так заморочить, когда перед вами — явный, выразительный, пронзительный образ Распятого Спасителя? Настолько живо воспринятый вами — что словно бы и распят он был прямо здесь?» Как можно было оторвать взор своей души от Него — и увлечься... чем? Замшелой ветхозаветной казуистикой, совершенно чуждой и даже противной вам самим? Ну, ребята, вы и дурни!.. совсем не туда смотрите!
Вот к какому выводу подталкивает нас весь этот эпизод: иметь в своём внутреннем мире определённые «якоря», зацепки, которые были бы достаточно сильно эмоционально окрашены, чтобы, когда нас начинает бросать из стороны в сторону, мы могли бы за них крепко ухватиться, особенно если нас кто-то пытается сбить с толку!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жизнь как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о жизни, как удивительном даре от Бога и как достойно распорядиться этим даром.
Этой программой мы открываем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Все выпуски программы Светлый вечер
«Союз русских женщин». Каролина Коваль, Анна Садриева

У нас в студии были президент фонда Императора Николая II Анна Садриева и историк, председатель Союза русских женщин Каролина Коваль.
Разговор шел об основанном императрицей Александрой Фёдоровной Союзе русских женщин, как эта организация занималась благотворительностью и содействием развитию ремёсел и как сегодня возрождаются эти традиции.
Все выпуски программы Светлый вечер