Небольшой подмосковный городок Боровск примечателен живописными окрестностями, богатой историей и своеобразной архитектурой. Но главное, что привлекает сюда путешественников – это Свято-Пафнутиев Боровский монастырь. Здесь, на пологом берегу Протвы, основал в пятнадцатом веке обитель преподобный Пафнутий Боровский.
Известно, что первый монастырский собор расписывал известный иконописец Дионисий, последователь Андрея Рублева. К сожалению, тот храм был разобран в шестнадцатом веке. На его месте встал пятиглавый собор Рождества Богородицы, в кладке которого были использованы блоки с фресками Дионисия – так уникальные росписи дошли до нашего времени.
Примечательна крепостная ограда Пафнутьева Боровского монастыря. Поваренная, Оружейная, Георгиевская башни соединены между собой настолько мощными стенами, что обитель могла служить надежным бастионом при осаде. Так, Лжедмитрий Второй, самозванец, который выдавал себя за сына Ивана Грозного, с польским войском не мог взять монастырь до тех пор, пока двое предателей не открыли ворота. Ворвавшись, поляки убили всю братию обители и местных жителей, которые укрывались за монастырскими стенами. Погиб в том сражении и воевода Боровска, Михаил Волконский. Эта страница монастырской летописи, подвиг князя Волконского и мужественных иноков подарил городу Боровску герб, символ верности – сердце и крест, заключенные в лавровый венок.
Монахи, погибшие в сражении 1610 года, были похоронены в северо-восточной части монастырской территории – сейчас на месте захоронения стоит церковь в честь пророка Илии. Этот маленький одноэтажный храм по сути является памятником героям, защищавшим обитель.
В Ильинской церкви стОит обратить внимание на интересную архитектурную деталь. Стена, которая соединяет храм с примыкающими к нему больничными палатами, имеет зарешеченный проем. Он сделан специально для того, чтобы больные могли слышать богослужение.
Церковь пророка Илии первой среди монастырских храмов была освящена в 1991 году, когда в обители возобновились богослужения после семидесятилетнего перерыва. Именно сюда была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия Боровского из Псково-Печерского монастыря.
Посещая Пафнутьев монастырь, непременно стоит дойти до святого источника, вода которого почитается целебной. Находится родник в трехстах метрах от монастырских стен, напротив Сторожевой башни, в низинке – вы сразу заметите голубую крышу часовни, которая сооружена над ним.
От Москвы до Боровской обители можно добраться буквально за два часа. Сначала с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, потом автобусом на Боровск. Выйти можно на остановке Роща, и пройти к монастырю по короткой, но крутой дорожке под горку. От остановки РЯбушки дорога чуть подлиннее, зато пологая. Но и тот, и другой путь порадуют вас живописными видами.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 229 зач., V, 8-19.
Комментирует священник Антоний Борисов.
В русской церковной традиции, не повсеместно, но соблюдается один интересный обычай — освящать свечи в праздник Сретения Господня. В наши дни мало кому уже известно, почему именно на Сретение во времена церковной древности исполнялся данный обряд. А причина, на самом деле, была чрезвычайно важной. И о ней мы с вами сможем узнать, послушав отрывок из пятой главы послания апостола Павла к Эфесянам. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 5.
8 Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,
9 потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.
10 Испытывайте, что благоугодно Богу,
11 и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.
12 Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.
13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.
14 Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».
15 Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,
16 дорожа временем, потому что дни лукавы.
17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.
18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,
19 назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,
После того, как в начале четвёртого века император Константин Великий сделал христианство дозволенной в Римской империи религией, позиции римского язычества стали ослабевать, но идолопоклонство ещё целые века сохраняло своё влияние на античных греков и римлян. И окончательно победить суеверия, разорвать связи с греховным прошлым должен был помочь, в том числе, и обряд освящения свечей.
В начале февраля (как раз в дни празднования Сретения Господня) древние идолопоклонники праздновали уход зимы и начало весны, совершая в ночное время сомнительные ритуалы. Христиане, желая помешать этому, брали зажжённые свечи и обходили с пением молитв улицы городов. Такие шествия со свечами указывали, что свет учения Христа победил тьму язычества.
Конечно же, во времена апостола Павла, когда христианство только зарождалось и находилось в гонимом состоянии, ни о каких крестных ходах и речи не шло. Но всё же — апостол, обращаясь к христианам города Эфес через послание, отрывок из которого мы только что слышали, просит их: «не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». В древнем Эфесе существовало капище богини плодородия Артемиды. И местные язычники по ночам предавались в этом месте греховным утехам, полагая, что ночная тьма позволит им грешить беспрепятственно.
Апостол Павел очень переживал за эфесских христиан, бывших в прошлом идолопоклонниками. Павел обоснованно подозревал, что прежняя жизнь может притягивать его учеников. Потому и просит он своих первоначальных читателей не поддаваться страстям, не упиваться вином, не посещать развратных сборищ. Вместо всего перечисленного апостол умоляет эфесян творить добрые дела, искренне молиться Богу, с чистотой и милосердием относиться к окружающим людям.
Как это ни печально, но описанные выше реалии касаются и нас с вами. Мы живём во времена попытки реставрации язычества. Хотя вернее было бы сказать — его придумывания. Ведь от довольно примитивных верований наших предков мало что осталось. Но всё же находятся в печальном смысле энтузиасты, готовые заново сконструировать культы перунов и гермесов. И мы видим, как подготовка к проведению очередной Олимпиады начинается в Греции с танца жриц Зевса, зажигающих олимпийский огонь. А в России то и дело устраиваются какие-то конференции и церемонии славянских неоязычников.
Христианство не потому осуждает язычество, что боится конкуренции, а потому что опасается за судьбу людей, ставших адептами идолопоклонства. Ведь неправильная вера неминуемо исказит ум, чувства, здоровье человека. А ещё лишит его спасительной участи общения со Христом. Потому будем беречь себя и близких от симпатий к язычеству, которое есть тьма и безумие. И пусть свет истинной Христовой веры, превосходящей все культурные, национальные и прочие условности этого мира, освещает подобно сретенским свечам пути наших жизней. Чтобы не спотыкаться нам во мраке ложных религий, но идти прямо и без опаски по направлению к Царству Божию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Ценности и культура» Интервью с И. Докучаевым
Гость программы — Илья Докучаев, заведующий Кафедрой онтологии и теории познания Санкт-Петербургского Государственного Университета, доктор философских наук, почетный член Российской академии художеств, президент Российского культурологического общества.
Ведущий: Алексей Козырев
Все выпуски программы Философские ночи
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM