В истории христианства есть немало примеров, когда святые подвижники служили людям не только попечением об их душе, но и о теле. Среди известных святых врачей – апостол Лука, великомученик Пантелеимон, врачи-бессребреники Косма и Дамиан, преподобный Агапит Киево-Печерский. В одном ряду с ними стоит автор научных трудов по медицине, профессор-хирург, духовный писатель и епископ – Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, святитель Лука Крымский.
Он родился в Керчи в 1877 году. С детства увлекался живописью, но стремление помогать людям пересилило стремление к творчеству. В 1898 году Валентин поступил на медицинский факультет Киевского университета. После окончания работал в Чите, где обвенчался с Анной Владимировной ЛанскОй. Их брак оказался не долгим. Супруга скончалась осенью 1919-го. В 1921 году будущий святитель Крымский становится священником. При этом продолжает врачебную практику. Весной 1923-го Валентин Войно-Ясенецкий принимает монашеский постриг с именем Лука, рукополагается во епископа и возглавляет Туркестанскую епархию.
Через неделю после архиерейской хиротонии на 3 года он попадает в ссылку в Сибирь. С 1930-го по 1933-й – вторая ссылка. После её окончания епископ и хирург издает «Очерки гнойной хирургии» – научный труд, принесший ему мировую известность. Третий арест произошел в 1937 году. В очередной сибирской ссылке епископ Лука пишет богословский труд «Дух, душа и тело». Сразу после начала Великой Отечественной войны по просьбе властей святитель трудится главным хирургом красноярского эвакуационного госпиталя. Осенью 1942 года становится архиепископом Красноярским.
В начале 1946-го с формулировкой «За научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний» профессору Войно-Ясенецкому присуждена Сталинская премия первой степени.
В мае того же года святитель получает новое церковное назначение – он возглавляет Крымскую епархию. Здесь архиепископ Симферопольский и Крымский столкнулся с многочисленными проблемами: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие духовенства. Много сил приложил владыка для исправления дел в епархии: открывал новые и реставрировал старые храмы, от священников требовал строгого соблюдения церковных правил, полемизировал с сектантами. При этом святитель-профессор не оставлял медицинскую практику, оперируя и консультируя в Симферопольском военном госпитале. В своем доме по улице Курчатова, 1 архиепископ бесплатно принимал больных, некоторые из которых до сих пор с благодарностью вспоминают его.
Святитель Лука возглавлял Крымскую кафедру 15 лет.
Земной путь врача-архиепископа закончился там же, где и начался – в Крыму. Он скончался в День всех Святых 11 июня 1961-го года и был погребен в Симферополе на кладбище Всехсвятского храма. Табличка, установленная на памятнике, лаконично говорила о главном в его жизни:
Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, доктор медицины, профессор хирургии, лауреат
После причисления архиепископа Луки к лику святых, 20 марта 1996 года его мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор. Верующие свидетельствуют, что по молитвам к святителю совершаются исцеления. Святой врач продолжает лечить и сегодня.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (29.04.2025)
Деяния святых апостолов

Деян., 10 зач., IV, 1-10.

Комментирует священник Антоний Борисов.
Что такое вера? Казалось бы, ответить на данный вопрос очень просто. Но не тут-то было. Вера — глубокое и многогранное даже не чувство, а явление, феномен. О природе настоящей крепкой веры и её антиподах — сомнению и маловерию — говорит нам отрывок из 4-й главы книги Деяний святых апостолов. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 4.
1 Когда они говорили к народу, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи,
2 досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых;
3 и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра; ибо уже был вечер.
4 Многие же из слушавших слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч.
5 На другой день собрались в Иерусалим начальники их и старейшины, и книжники,
6 и Анна первосвященник, и Каиафа, и Иоанн, и Александр, и прочие из рода первосвященнического;
7 и, поставив их посреди, спрашивали: какою силою или каким именем вы сделали это?
8 Тогда Петр, исполнившись Духа Святаго, сказал им: начальники народа и старейшины Израильские!
9 Если от нас сегодня требуют ответа в благодеянии человеку немощному, как он исцелен,
10 то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых, Им поставлен он перед вами здрав.
Апостолы Пётр и Иоанн Богослов, укреплённые благодатью Святого Духа, дерзновенно проповедуют жителям Иерусалима. Свои слова они подкрепляют чудесами. Например, по молитве учеников Христовых от хромоты избавляется известный всему городу нищий хромой. За всё совершённое Петра и Иоанна арестовывают и приводят на заседание синедриона — религиозного суда древнего Израиля. Между судьями-первосвященниками и апостолами начинается диалог. Диалог, в котором духовный настрой учеников Христовых противостоит напору гонителей Церкви, их сомнениям и маловерию. И мы с вами видим, как в этом противостоянии многогранно проявляет себя вера апостолов.
В их лице мы видим, что вера, в первую очередь, это, конечно же, уверенность. Речь идёт об убеждённости человека в существовании кого-либо или чего-либо. В случае с религиозной жизнью — в бытии Бога. Интересно, что данный вид веры не подразумевает автоматически исполнение заповедей Господних — добродетельной жизни. Об этом ярко пишет апостол Иаков: «ведь бесы веруют и трепещут». Злые духи точно знают, что Бог есть. Но это никак не облегчает их тёмное существование. Верой как уверенностью обладали некоторые революционеры, проповедники атеизма. Они знали, что Господь существует, но сознательно Ему противились. Конечно же, апостолы точно знали, что Бог есть, что Христос — Сын Божий. Но их вера не ограничивалась исключительно убеждённостью, что Господь существует.
На примере Петра и Иоанна мы видим второй аспект веры — доверие. Здесь речь идёт уже не только о рассудочной вере, но сердечном стремлении человека жить в согласии с волей Божией. Христианин любит Господа, доверяет Ему свою жизнь. Примером такой веры был, конечно же, праотец Авраам. Услышав голос Божий, он оставил прежний дом и отправился в долгое путешествие. На протяжении жизни праотец неоднократно проявлял свою крепкую веру-доверие, ставшую по слову апостола Павла основой праведности Авраама. Апостолы Пётр и Иоанн, а вместе с ними вся древняя Церковь жили в доверии ко Христу, имея надежду на то, что Сын Божий будет рядом и в дни радости, и в дни скорби. Последние же особенно требовали третьего аспекта веры — веры как верности.
Верность предполагает, что человек уже не только стремится доверять Богу, но и искренне исполняет Его заповеди. Даже если тому имеются препятствия. Веру-верность явили миру и апостолы, и многочисленные христианские мученики, жившие не только в эпоху древнего Рима, но и в недавнем прошлом. В течение 70 лет в нашей стране Православная Церковь была гонима безбожной властью, от рук которой пострадало множество священнослужителей и простых верующих. Огромное число наших соотечественников стало примером удивительной и истинной верности Богу. И конечно же — мы как новое поколение христиан призваны не посрамить память предшественников, но явить миру пример веры и как убеждённости в существовании Бога, и как доверия Его промыслу, и, безусловно, как верности заповедям Христовым. Только в данном случае мы можем надеяться, что будущее Церкви нашей окажется относительно спокойным.
Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера»
Тюремное служение — одно из основных направлений работы самарского фонда просвещения «Вера». У него есть два уникальных проекта. Команда фонда организует вещание радио ВЕРА в местах лишения свободы. На сегодня эфир Светлой радиостанции охватил более трёхсот исправительных учреждений России. И теперь в их стенах регулярно звучит Евангельская весть! Кроме этого, фонд просвещения «Вера» проводит для осуждённых курсы по иконописи. Это даёт людям возможность стать ближе к Церкви и Богу, а также освоить новую профессию.
Многие, из тех, кто находится в местах лишения свободы, видят особое утешение в росписи икон и в программах радио ВЕРА.

«Недавно произошёл интересный случай, — делится сотрудник фонда Константин Бобылев. Нам написал мужчина из Рязанской области, с которой мы ещё не работали. Он обратился с просьбой запустить вещание Радио ВЕРА в его колонии. Кроме этого, мужчина хотел освоить иконописное дело. Каким-то образом он узнал об этих возможностях. К письму осуждённый приложил несколько своих рисунков с изображением Богородицы и святого Спиридона Тримифунтского. Видно, что у человека есть талант и рвение послужить Богу таким вот образом. Постараемся ему помочь», — говорит Константин.
Помимо этого, в планах у фонда продолжить работу по запуску вещания Радио ВЕРА в колониях России.
Вы можете поддержать тюремное служение Самарского фонда просвещения «Вера», оставив любой благотворительный взнос на его официальном сайте. Собранные средства пойдут на покупку оборудования для организации вещания Светлого радио и материалов для занятий иконописью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов