
В последние годы Селигер стал широко известен благодаря международному молодежному форуму, который проходит каждое лето на берегу этого удивительного озера. Однако, не все гости шумного многолюдного слёта знают, что совсем неподалеку есть местечко, где долгие годы провёл в безмолвном уединении преподобный Нил Столобенский.
Форум проходит рядом с деревней Светлица, на одноимённом полуострове. Если пройти полуостров насквозь, на противоположном берегу увидишь мост, который ведёт на небольшой остров Столобный. Именно здесь и подвизался в пятнадцатом веке святой Нил. Преподобный сначала жил здесь в пещере, потом поставил маленькую келью и часовню, возделывал небольшой огородик для пропитания. Известно, что Нил Столобенский никогда не отдыхал сидя и лёжа. Чтобы выполнить этот обет, он вбил в своей келье в стену деревянные подпорки, на которые опирался подмышками во время сна.
Изнурив тело, преподобный Нил укрепил дух, и к нему потекли люди, ища утешения, совета, исцеления. Ещё при жизни подвижника остров Столобный стал местом паломничества, а после его кончины здесь был основан монастырь. Сейчас островок удивит вас количеством церквей, часовен, башенок и келейных корпусов, разместившихся на нём – всего здесь более двадцати зданий. Этот небольшой кусочек суши весь как будто устремлён вверх своими куполами и шпилями.
Без сомнения, никого не оставит равнодушным главный собор обители, Богоявленский. Он построен по проекту, который архитектор Иосиф Шарлемань подготовил для конкурса по строительству Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Конкурс, как известно, выиграл Огюст Монферран, а проект Шарлеманя воплотился над водной гладью Селигера. Этот роскошный храм, выполненный в классическом стиле, здесь, в глубинке, на фоне природы, смотрится, как столичный гость. Мысли о Питере навевает ещё и гранитная набережная, на которую выходит храм. Впрочем, никак нельзя назвать гостем собор, в котором хранится главная святыня обители – мощи преподобного Нила Столобенского.
Обратите внимание также на Крестовоздвиженский храм, который стоит немного в стороне от монастырского комплекса. Необыкновенную лёгкость и изящество этой одноглавой церквушки отметил ещё император Александр Первый, посещая монастырь в 1820 году. Особенно царя поразило внутренне убранство храма, роспись стен и иконостаса. Оказалось, что это работа местного иконописца Ильи Верзина, который трудился с особым усердием в благодарность за исцеление по молитвам Нила Столобенского.
Остров Столобный находится в двадцати километрах от города Осташкова, до которого можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Твери как поездом, так и автобусом. А от Осташкова до Нило-Столобенской пустыни четыре раза в день ходит маршрутка. Невелик путь, но велика будет польза от путешествия на остров святого Нила…
Послание к Галатам святого апостола Павла

Апостол Павел
Гал., 208 зач., III, 23 - IV, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. В одном из романов Эриха Марии Ремарка меня сначала смутила, а потом глубоко потрясла фраза героини — Лилиан — когда она говорит, что «шляпка, которая идёт тебе, служит большей моральной опорой, чем целый свод законов».
Отрывок из 3-й главы послания апостола Павла к Галатам, который читается сегодня в храмах за богослужением, как это ни покажется странным, напрямую перекликается с кажущейся очень странной фразой героини Ремарка.
Глава 3.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
Глава 4.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.
Слушатель уже, наверное, недоумевает: да как вообще возможно увязать дамскую шляпку и высокодуховные призывы апостола Павла к колеблемой разными проповедниками общине христиан в Галатии?
Главная мысль, которую старается донести апостол, — о «новой идентичности» во Христе, которую обретает всякий уверовавший и крестившийся. Причём эта идентичность — не внешняя, обусловленная соблюдением религиозных правил и обрядов — иудейских, а именно внутренняя, сокровенная, находящаяся в сердце и потому — неотменяемая. Всё внешнее, ритуальное — лишь «детоводитель» ко Христу: ну какая разумная женщина будет надевать свою замечательную шляпку на грязную голову? В этом-то и заключалась миссия Ветхого Завета — подготовить условия для возможности пришествия Христа и Его принятия людьми как своего Спасителя: и на этом роль закона завершалась. Он — лишь охраняет от недолжного, «проводит диагностику» соответствия Божественному замыслу — но не лечит: в плане терапии закон сам по себе — бессилен.
Продолжим аналогию. Когда женщина, тщательно подготовившись, надевает на себя шляпку, которая великолепно подходит к ней — и она сама это видит! — она чувствует, что преображается, потому что «об» эту шляпку она словно бы «настраивается» изнутри тону красоты, чистоты и элегантности, который и задаёт сама шляпка. Казалось бы — шляпка — всего лишь элемент одежды, а, оказывается, и по отношению к ней можно вести себя... предательски — если обрушить высокую планку соответствия.
Апостол говорит о том, что все, кто во Христа крестились, — во Христа облеклись. Другими словами, теперь внутри каждого христианина есть глубинное, сердечное ощущение высоты идеала Христовой святости — который побуждает постоянно «подтягиваться» к нему. И это ощущение настолько объективное, понятное для самого верующего — что сама возможность греха как предательства, как преступления, пере-ступания через границу между должным и недолжным, начинает восприниматься как самая настоящая трагедия, беда. Как если бы милую шляпку сорвали и втоптали в грязь — как себя после этого ощутила бы героиня Ремарка, догадаться несложно!
Внутри каждого христианина есть величайшая святыня — образ Христов, запечатлённый в сердце. Пока он близок, ощущается и живой — греху трудно близко подобраться. Вот об этом и следует всем нам заботиться прежде всего — о чистоте и ясности нашей главной святыни — дорожа которой мы всегда будем изнутри «подсвечены»!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Земля как дар от Бога». Священник Антоний Лакирев

У нас в студии был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о Земле как даре от Бога. Как человек должен заботиться об этом даре и какую несет за него ответственность перед Создателем.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный - человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога;
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Как приход в Церковь меняет жизнь». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Разговор шел о том, как меняется жизнь человека после прихода к вере и в Церковь.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер