Летом 1619 года посланные из Тобольска казаки «...пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог... ставили». Это был первый русский городок на Енисее, который вскоре стали называть Енисейским острогом.
Очень быстро Енисейск стал торговым и административным центром огромного края. Отсюда на восток, «встречь солнцу», уходили отряды землепроходцев, которые основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск.
Енисейск стал и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году на высоком зеленом холме в полукилометре от города, основан был Спасо-Преображенский монастырь.
Рассказывают, что сначала, еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, монах Тимофей Иванов, вокруг которого очень быстро собралась небольшая монашеская община выросшая в монастырь, и по большому счету в 1642 году Тобольский архиепископ Герасим по факту его утвердил.
Енисейский монастырь долгое время был небогат. Все его постройки более века оставались деревянными, но в 1730-х годах началось уже каменное строительство.
Первым на месте сгоревшего деревянного построили в камне величественный Спасский собор в традициях сибирского барокко. Освятили его в 1750-х годах. Позднее к нему пристроили Ильинский придел, теплую Покровскую церковь и колокольню.
В 1780-1800 годах в монастыре возвели каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть каменной ограды и настоятельский корпус.
Позже, в 1860 году в церкви на средства енисейского купца А. С. Баландина установили новые иконостасы.
Надо сказать, что Спасо-Преображенский монастырь естественным образом в важный миссионерский и просветительский центр. С 1780 года при нем существовало духовное «училище для всех сословий», перенесенное позже в Красноярск, а потом и церковно-приходская школа.
В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел ссыльный декабрист Бобрищев-Пушкин.
Монастырь очень сильно пострадал уже после революции. Часть зданий была разрушена.
Но в 1990 году началось возрождение монастыря, которое, собственно, успешно продолжается и по сей день.
Воспрещён и запрещён — в чём разница?

Фото: Petra Reid / Unsplash
Запреты — явление распространённое и даже привычное. С детства, мы сталкиваемся с ограничениями: не беги, прекрати кричать, стой на месте, не лезь в лужу.
С одной стороны, без запретов невозможно, а с другой, иногда для приятного общения лучше бы заменить ограничения на пожелания и советы. Например: «Давай будем говорить тише» или «Просим не пользоваться выходом». Немного иначе обстоит дело с общественным порядком в людных местах. Тут без запретов не обойтись. И чтобы они воспринимались серьёзно, помимо штрафов используются специальные стилистически окрашенные фразы. К таким относятся сочетания со словами «воспрещён» или «воспрещается». Приставка «вос» имеет книжный оттенок. Она зачастую придаёт слову возвышенный тон: воспрял, воспел, воспарил, восславил. В Евангелии встречается слово «восклонился», что означает «поднялся, выпрямился». Слово «воспрещён» необычно для обиходной речи, стилистически ярче окрашено, более официально, поэтому мы подсознательно реагируем на него эмоциональнее, чем на нейтральное «запрещён». Ограничение можно выразить иначе, например, словом «закрыто», однако выражение «проход воспрещён» имеет статус непререкаемости.
Более нейтральный глагол «запрещается», как правило, не вызывает такого эмоционального отклика — это просто регламентирующее слово.
Ограничительные фразы мы зачастую используем и в общении с окружающими: «Я запрещаю тебе играть на компьютере». Или: «Я запрещаю тебе трогать мои вещи». Но вряд ли кто-то из нас скажет: «Я ВОСПРЕЩАЮ включать радио».
Да и вообще объяснить собеседнику, что вы чего-то не хотите, можно другими, более мягкими способами.
Все выпуски программы: Сила слова
Пусть 60 детей с тяжёлым нарушениями продолжат реабилитацию

«Мама, деда, Нина», — это одни из немногих слов, которые может произнести Матвей, хотя ему уже 7 лет. У мальчика врождённый порок развития мозга и тяжёлые двигательные нарушения. Он живёт вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Несмотря на свои физические и умственные особенности мальчик стремится быть активным и участливым к своим близким. Например, каждый вечер заботливо напоминает дедушке, что нужно закапать глаза. Семья старается многому научить Матвея, чтобы он стал более самостоятельным. Мама помогает сыну то кашу мешать, то салат делать. Вместе они режут овощи, затем выкладывают их на тарелку и поливают маслом. Матвей довольно смеётся. Это его любимый салат, который он готовит уже почти что сам.
Несколько лет назад мама узнала о Центре реабилитации Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие» в Москве. Именно здесь она обрела надежду на то, что Матвей сможет освоить многие навыки и движения.
Мальчика взяли в длительную программу реабилитации. Каждую неделю в центре с ним занимаются разные специалисты, и Матвей понемногу развивается. Теперь он уверенно сидит на стуле, осваивает общение, учится удерживать ложку, хорошо жевать, уверенно управлять руками и двигаться в ходунках. Ребёнок стал гораздо активнее, пытается играть вместе с бабушкой в пинг-понг на детской площадке.
На сегодня таких особенных подопечных, как Матвей, в Марфо-Мариинском центре реабилитации — 60. Каждый из них стремится быть в чём-то независимым от родных: свободно играть на детской площадке, общаться, пить компот из любимой кружки и много чего ещё.
Поддержать детей с тяжёлыми нарушениями и подарить им возможность посещать занятия со специалистами, можно на сайте Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Атаман Михаил Черкашенин». Дмитрий Володихин

Дмитрий Володихин
В этой программе «Исторический час» вместе с доктором исторических наук Дмитрием Володихиным мы обратились в 16-й век и говорили о первом знаменитом донском казачьем атамане Михаиле Черкашенине, о его участии в походе войск Ивана Грозного на Крымское ханство, а также о значительной роли в важных сражениях тех лет: в битве при Молодях, в котором был остановлен хан Девлет Гирей, а также в обороне Пскова от войск польского короля Стефана Батория.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Преподобный Серафим Вырицкий». Анастасия Чернова
- «Присоединение Астрахани к России». Александр Музафаров
- «Московское Страстное восстание 1611 года». Дмитрий Володихин
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов