Летом 1619 года посланные из Тобольска казаки «...пошли за волок в тынгусы и Тынгуской острог... ставили». Это был первый русский городок на Енисее, который вскоре стали называть Енисейским острогом.
Очень быстро Енисейск стал торговым и административным центром огромного края. Отсюда на восток, «встречь солнцу», уходили отряды землепроходцев, которые основали Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск.
Енисейск стал и духовным центром края. В середине XVII века, в 1642 году на высоком зеленом холме в полукилометре от города, основан был Спасо-Преображенский монастырь.
Рассказывают, что сначала, еще в 1592 году в этих местах поселился пустынножитель, монах Тимофей Иванов, вокруг которого очень быстро собралась небольшая монашеская община выросшая в монастырь, и по большому счету в 1642 году Тобольский архиепископ Герасим по факту его утвердил.
Енисейский монастырь долгое время был небогат. Все его постройки более века оставались деревянными, но в 1730-х годах началось уже каменное строительство.
Первым на месте сгоревшего деревянного построили в камне величественный Спасский собор в традициях сибирского барокко. Освятили его в 1750-х годах. Позднее к нему пристроили Ильинский придел, теплую Покровскую церковь и колокольню.
В 1780-1800 годах в монастыре возвели каменные Святые ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы, часть каменной ограды и настоятельский корпус.
Позже, в 1860 году в церкви на средства енисейского купца А. С. Баландина установили новые иконостасы.
Надо сказать, что Спасо-Преображенский монастырь естественным образом в важный миссионерский и просветительский центр. С 1780 года при нем существовало духовное «училище для всех сословий», перенесенное позже в Красноярск, а потом и церковно-приходская школа.
В одной из келий Спасо-Преображенского монастыря, а затем в местной больнице три года провел ссыльный декабрист Бобрищев-Пушкин.
Монастырь очень сильно пострадал уже после революции. Часть зданий была разрушена.
Но в 1990 году началось возрождение монастыря, которое, собственно, успешно продолжается и по сей день.
17 декабря. О богословском труде «Точное изложение православной веры»

Сегодня 17 декабря. День памяти преподобного Иоанна Дамаскина, жившего в восьмом веке.
О его богословском труде «Точное изложение православной веры» — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. О духовном смысле молитвы апостола Павла

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!».
О духовном смысле молитвы апостола Павла — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
17 декабря. Об эпохе служения Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского
Сегодня 17 декабря. День памяти Святителя Геннадия, архиепископа Новгородского, отошедшего ко Господу в тысяча пятьсот пятом году.
Об исторической эпохе его служения — игумен Лука (Степанов).
Все выпуски программы Актуальная тема












