Прежде чем перейти к изложению дальнейших грозных и неожиданных событий, потрясших до основания жизнь Русской Земли, взглянем, что происходило кругом нашей Родины, ко времени появления Татар, и чем она являлась сама.
Немцы, пользуясь внутренними нестроениями на Руси, прочно утверждались на наших берегах Балтийского моря. Одно время опасными соперниками для них могли быть Датчане. Канут Шестой Датский в 1196 году утвердился на Эстонском побережье. Но Немцам удалось скоро справиться с этими соперниками. Они обманом захватили на охоте преемника Канута — брата его Вольдемара Второго и несколько лет продержали последнего в заточении, причем за это время почти все Датские приобретения на Балтийском море перешли в руки Немцев.
Что касается Шведов, то они не могли соперничать с Немцами, так как у них непрерывно шла жестокая и кровопролитная усобица, закончившаяся только в 1222 году — избранием короля Эриха Эриксона. Скоро этот слабый человек подпал под влияние могущественного вельможи — ярла Биргера, который стал приводить страну в порядок и готовить престол собственной семье.
В Польше, со второй половины двенадцатого века шли также жестокие распри, и она была разделена на четыре больших отдельных княжества. Вместе с тем, Поляки были все время заняты и внешней борьбой с опасными соседями: Немцами, Чехами и Литовским племенем — Пруссами.
Ужасающие усобицы и смены императоров происходили в конце двенадцатого и начале тринадцатого веков и в Греческой Земле, причем в 1204 году Царьград был неожиданно взят Латинскими рыцарями-крестоносцами, отправлявшимися в новый крестовый поход, для добывания Иерусалима.
Захват Царьграда был делом рук правителя или дожа богатейшего по своей морской торговле города Венеции — Генриха Дандоло. Он посоветовал крестоносцам, которые отправлялись в Палестину через Венецию, предварительно овладеть Константинополем, причем дал им этот совет исключительно в целях собственной своей наживы. Этот Дандоло, увечный и почти слепой девяностотрехлетний старик, самолично распоряжался как приступом, так и последующим ужасающим разграблением города.
Рыцари, плавая в крови мирных обитателей Царьграда, позволяли себе неслыханные жестокости и святотатства. Все церкви были ими дочиста ограблены. В храме Святой Софии благородные рыцари собственноручно изрубили на части и разделили между собой Святой Престол, слитый из золота с драгоценными каменьями, в то время, как распутная женщина плясала на горнем месте и пела непристойные песни.
Во время описанных нами событий, распложенная за Кавказским хребтом единоверная нам Грузия переживала свой золотой век. Здесь, в конце двенадцатого столетия, воцарилась необыкновенная женщина — Великая Тамара, преданиями о славных делах которой живут Грузины и до настоящего времени.
Эта Тамара, очаровательная своим обликом и соединившая огромный государственный ум с редкой душевной чистотой, была строгой ревнительницей Православия и вела ряд удачных войн с грозными соседями — мусульманскими государями, искусно воспользовавшись тем, что во время ее царствования они должны были постоянно вести напряженную борьбу с крестоносцами. Она всегда лично присутствовала в сражениях, не вмешиваясь, однако, в распоряжения военачальников, но ободряя их и солдат своим ласковым словом и нежной заботой. Ее воины, сражаясь на глазах боготворимой ими царицы, совершали чудеса храбрости. Тамара сочеталась браком с сыном Андрея Боголюбского Юрием. Но Юрий не ценил достоинств своей супруги, хотел царствовать сам над Грузинами, поднялся на нее войною и, проиграв большое сражение, был с честью отпущен ею.
Что касается наших соседей — Половцев, то с ними постоянно и беспрерывно шла тяжелая и утомительная борьба. Летопись насчитывает 37 значительных Половецких нашествий до появления Татар. Мелких было гораздо больше.
Постоянно же шла у нас борьба и с пограничными Финскими племенами: ее вели как Новгородцы, так и Суздальские князья.
Новгородцы имели столкновения и с Финнами, составлявшими население крайних севера и востока Европы: Заволжской Чудью, Печерой, Югрою и Пермью.
В эти дальние страны Новгородцы ходили за данью, причем походы их бывали порой и неудачными. Так, Новгородские данники потерпели сильнейшее поражение в 1193 году от Югры, жившей на Урале, благодаря тому, что их выдал неприятелю свой же изменник, какой-то злодей Савка.
Тут же на далеком северо-востоке, в последней четверти двенадцатого века, была устроена Новгородскими выходцами независимая община Вятка.
Мы уже видел, что Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо предпринимали против Волжских Болгар несколько удачных походов. После же смерти Всеволода, во время усобиц, возникших среди его сыновей, Болгары предприняли сами наступательное движение и взяли у нас в 1217 году Устюг, причем только в 1220 году Юрий Всеволодович Суздальский собрался послать против них сильную рать. Поход этот был успешен и закончился взятием Болгарского города Ошела и многих других городов по реке Каме.
Обрадованный Юрий выехал сам навстречу своим войскам, щедро наградил их, пировал три дня и заложил в 1221 году для закрепления своих завоеваний город Нижний Новгород у впадения Оки в Волгу. Он был основан на Земле Мордвы, с которой поэтому тоже пришлось вступить в упорную и кровавую борьбу.
Помощь Никите в борьбе с лейкозом

В Санкт-Петербург, больше чем за полторы тысячи километров от дома, Никита Камышов приехал несколько месяцев назад. Ещё зимой врачи в родном Луганске произнесли слова, перевернувшие жизнь юноши и его семьи: «У вас лейкоз», то есть — рак крови.
Любимые занятия боксом, прогулки с друзьями, огромное желание стать пожарным и спасать людей — всё это пришлось поставить на паузу, ведь теперь ему предстояла борьба за собственную жизнь. Никита признаётся, что самым тяжёлым испытанием для него стало расставание с близкими и невозможность покинуть больничные стены. «Я вообще редко сижу дома, а тут — всё время в палате», — сетует Никита. Но он не теряет надежды, что выздоровление уже близко. А значит и возвращение домой, в Луганск, продолжение учёбы и занятия спортом.
Сейчас в лечении Никиты настал перерыв. Организму нужно время, чтобы восстановиться и продолжить борьбу с новой силой. Продвинуться вперёд на пути к выздоровлению юноше поможет дорогостоящее лекарство.
Купить его самостоятельно семья не может, поэтому обратилась за поддержкой в петербургский благотворительный фонд «Свет Дети». С его участием уже удалось собрать часть необходимой суммы. Если вы хотите присоединиться к помощи будущему пожарному Никите Камышову, переходите на сайт фонда «Свет Дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Покровский собор — храм Василия Блаженного». Татьяна Сарачева

У нас в студии была Заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.
Разговор шел об истории и современности Покровского собора на Красной площади, больше известного как храм Василия Блаженного. Как соединяется здесь богослужебная и музейная жизнь, и какие открытия были сделаны при изучении этого удивительного храма.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных собраниям и деятельности Государственного Исторического музея.
Первая беседа с заместителем генерального директора Исторического музея Мариной Чистяковой был посвящен истории Новодевичьего монастыря в Москве.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Путь к священству». Священник Кирилл Беляев

У нас в гостях был клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Троицке священник Кирилл Беляев.
Наш гость расскажет о своем пути к священническому служению через сомнения и поиски и почему он не сразу решился пойти по стопам своего отца-священника.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер