Злые языки утверждают, что на детях великих природа отдыхает. Эдит Утёсова – дочь знаменитого артиста Леонида Утёсова – всю жизнь оставалась в тени своего отца. И это несмотря на то, что они были одной из самых известных семейных пар советской эстрады.
Леониду Утёсову было всего 19 лет, когда у него родилась дочь. Молодому отцу очень нравилось необычное имя Эдит, но одесский писарь отказывался регистрировать малышку, говоря, что такого имени нет в природе. Леонид сходу выдал версию: имя норвежское. «А где находится Норвегия?», - поинтересовался писарь. «В Америке», - ответил Утёсов. «Ну, если в Америке, то пусть будет Эдит», - согласился писарь.
Утёсов оказался хорошим отцом. Сам он даже среднего образования не получил – был изгнан из коммерческого училища за плохое поведение, но за обучением дочери следил строго. Утёсовы пригласили гувернантку, и Дита, так называли Эдит дома, получила классическое образование барышни из хорошей семьи. Она говорила на французском, английском и немецком языках, занималась музыкой и танцами. Даже поступила в Ленинградское хореографическое училище. Но балериной не стала – помешала излишняя полнота. Отец не горевал по этому поводу: говорил, что в дочери «сидит» его талант драматического артиста. И когда Дита выросла, решил дать ей театральное образование. За помощью обратился к своему другу – руководителю вахтанговского театра - Рубену Симонову. Тот согласился прослушать Диту. Это был подарок отца к 18-летию любимой дочери. Эдит успешно сдала экзамены в Щукинское училище. Но по его окончании её не взяли в театр. Мечта о драматической сцене дала трещину. Эдит совсем не собиралась идти на эстраду. Переживавший за дочь Утёсов, сам предложил ей пройти пробу в его оркестре. Предложил скрепя сердце, так как считал, что дети не должны повторять судьбу родителей. «Люди безжалостно судят детей удачливых отцов», - писал Утёсов. Но Эдит понравилась публике. Маленькая, излучающая какой-то необыкновенный свет, она пришлась ко двору и в утёсовском оркестре. Правда, отец считал, что для удачной карьеры дочери нужно взять псевдоним, но Дита отказываться от фамилии не захотела.
Известность пришла к Эдит не сразу, хотя её сольные номера публика приняла благосклонно. Настоящая слава обрушилась на девушку, когда она вместе с отцом стала исполнять весёлые концертные номера. Они будто плавно перетекали из дома Утёсовых прямо на сцену. А дома у Леонида Осиповича всегда было весело. Однажды на его день рождения Дита сделала папе такой подарок: расписала стены квартиры смешными фразами, афоризмами и рисунками. На необычное оформление ходили дивиться все друзья семьи Утёсовых. Ни у кого из них ничего подобного не было.
Когда началась Великая Отечественная война, Утёсов создал военную программу. Только за 1941 год его джаз дал двести концертов на фронте. Эдит выступала вместе с отцом. Однажды они чуть не погибли, переезжая из одной части в другую. Немцы сбросили бомбы на машину. Утёсовы спаслись чудом. А вот от автомобиля, который ехал впереди, не осталось ничего.
После войны на дуэт Утёсовых начались гонения. Критики обвиняли Леонида Осиповича в семейственности, писали, что он пригрел под крылышком свою малоодарённую дочь. Кончилось тем, что Утёсову позвонили из Министерства культуры и потребовали уволить Эдит из оркестра. Это был страшный день для Леонида Осиповича. Отец не мог нанести дочери такой удар. Но не зря же артист пел свою легендарную «Ты ж одессит, Мишка». Одессит Утёсов нашёл выход даже из такой тупиковой ситуации. Он сказал дочери: "Диточка, давай мы поступим так. Ты уйдешь из оркестра и создашь свой маленький джаз. И увидишь, все сразу успокоятся". Утёсов оказался прав. Эдит собрала оркестр. Критики умолкли. Но сольная карьера Диты не задалась, и полных залов она уже не собирала. Карьере помешала неизлечимая болезнь. А потом пришло новое горе. Не стало мужа Эдит – кинорежиссёра Альберта Гендельштейна. Она пережила его всего на несколько месяцев. Узнав о смерти дочери, Утёсов сказал: «Все мои уже там. Я хочу к ним. Здесь мне нечего делать». Сражённому горем Леониду Осиповичу не стало легче, когда он увидел, какое громадное количество людей пришло проститься с Эдит. Глядя на толпу, Утёсов горько сказал: «Наконец, Дита, ты собрала настоящую аудиторию слушателей».
Леонид Утёсов многое пережил за свою жизнь: революции, войны, нелюбовь властей, страх ареста. Он не смог пережить только смерть дочери и очень скоро ушёл вслед за ней. Накануне кончины сказал жене: «Я знаю, ты веришь в Бога. Это прекрасно. Ну так помолись за меня, за мое здоровье».
Давно уже стало признанным фактом, что Эдит Утёсова была по-настоящему талантливой, неповторимой артисткой. Никто уже не кивает на тень её отца. Просто он, как и положено отцу, всегда был рядом. Они рядом и после смерти. Сегодня даже у самых искушённых слушателей глаза на мокром месте, едва только послышится низкий хриплый голос, а рядом с ним высокий хрустальный, исполняющие знаменитую «Дорогие мои москвичи».
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема