«Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно: Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной такая же прекрасная душа!».
Эти строки Великий князь Константин Романов, писавший под псевдонимом КР, посвятил Елизавете Фёдоровне Романовой. КР был не одинок в своём мнении. В конце 19 века считалось, что в Европе есть только две красавицы. Одна из них Елизавета Фёдоровна. А о доброте её души складывали легенды.
Когда-то немецкую принцессу Елизавету Гессен-Дармштадскую, называли просто Эллой. Младшей сестрой Эллы была Алиса – будущая императрица России Александра Фёдоровна. Любовь к ближним воспитывалась в девочках с детства. Их родители занимались благотворительностью и привили дочерям чувство сострадания к чужому горю.
В 20 лет Элла стала женой сына императора России – Великого князя Сергея Александровича. Она приняла православие, полюбила русское богослужение. И как говорили современники, из холодноватой немецкой красавицы превратилась в одухотворённую, светящуюся внутренним светом женщину.
Когда Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы, у Елизаветы Фёдоровны появилось много новых обязанностей и новых знакомств в высшем обществе. Но с гораздо большей радостью она отдавалась не светским развлечениям, а делам милосердия: посещала больницы и дома престарелых. Покупала несчастным людям еду, лекарства, одежду.
Нищие дети, которых много было в Москве, особенно больно ранили сердце Романовой. И она организовала благотворительное общество, помогающее сиротам. 25 лет оно спасало детей, строя для них ясли и приюты.
Грянула Русско-Японская война. И залы Кремлёвского дворца, по воле Великой княгини, превратились в место сбора денег, медикаментов и обмундирования. В каждую солдатскую посылку Елизавета Фёдоровна лично от себя вкладывала иконку и Евангелие. Когда в Москву стали прибывать раненые, их помещали в госпиталь, открытый Великой Княгиней.
Казалось бы, судьба должна была наградить её за редкий дар любви и милосердия. Но Елизавету Фёдоровну ждал страшный удар – смерть мужа от руки террориста. Великая княгиня нашла в себе силы простить убийцу. Но в свет уже не вернулась. Купила усадьбу на Малой Ордынке и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Построила на её территории два храма, помещения для сестёр, больницу, богадельню и приют.
Не перечислить всех добрых дел, которые совершила Великая княгиня. Она ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Больница обители считалась лучшей в Москве. «Великая матушка», как пациенты называли Елизавету Фёдоровну, спала по три часа в сутки, просиживая ночами у постелей бедняков.
Вся Москва любила Великую княгиню. Она бывала даже на Хитровом рынке – опаснейшем месте города. Ходила от притона к притону, собирала детей-сирот. Полиция не могла гарантировать безопасность Елизавете Фёдоровне. Но обитатели Хитровки не смели обижать «сестру Елисавету», как они ласково её называли.
Она надеялась на то, что со временем отделения Марфо-Мариинской обители откроются по всей России. Но времени уже не оставалось. Ни у обители, ни у настоятельницы, ни у России. После революции Елизавету Фёдоровну арестовали, как «немецкую шпионку и сестру императрицы». Она могла спастись, но отказалась уезжать за границу, сказав: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!». В 1918 году Елизавету Фёдоровну казнили.
В конце 20 века на территории Марфо-Мариинской обители поставили памятник Елизавете Романовой. Русская православная церковь причислила её к лику святых. Но русский народ назвал Великую княгиню святой ещё при жизни и говорил о ней, как о светлом ангеле Москвы, который всю жизнь заботился о тех, кому нужна помощь.
«Архивы уполномоченных по делам религий в СССР». Петр Чистяков
Гостем программы «Светлый вечер» был доцент Института истории религий и духовной культуры РГГУ Петр Чистяков.
Разговор шел о том, как изучение архивов уполномоченных по делам религий в СССР раскрывает интересные стороны жизни Русской Церкви в ХХ-м веке.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных теме изучения различных аспектов религиозной жизни в период Советского Союза.
Первая беседа с доктором исторических наук Алексеем Федотовым была посвящена изучению региональной истории (эфир 05.01.2026)
Вторая беседа с Ксенией Сергазиной и Петром Чистяковым была посвящена особенностям изучения религии в светских ВУЗах (эфир 06.01.2026)
Третья беседа с Еленой Воронцовой и Петром Чистяковым была посвящена народным церковным традициям (эфир 07.01.2026)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«К 100-летию митрополита Питирима (Нечаева)». Иеромонах Пафнутий (Попов)
Гостем программы «Светлый вечер» был насельник Иосифо-Волоцкого мужского монастыря архимандрит Пафнутий (Попов).
В день 100-летия со дня рождения митрополита Питирима (Нечаева) наш гость поделиться своими воспоминаниями об этом выдающемся иерархе Русской Православной Церкви, о личном общении с ним, и какой след это оставило в жизни.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Новодевичий ставропигиальный женский монастырь. Возрождение обители
Новодевичий Ставропигиальный женский монастырь в Москве, наверное, знают все. Его ажурные башни, надвратные церкви, в стиле нарышкинского барокко, могучий Смоленский Собор поражают своим торжественным видом. Но немногие в наши дни знают о том, какими трудами, чьими заботами этот монастырь был возрожден для монашеской жизни и встречи несметного числа туристов и паломников. О том, как после лихолетий восстал Новодевичий монастырь, чьими усилиями и молитвами осуществляется его реставрация, подготовка к 500-летию монастыря, о первой настоятельнице обители Игумении Серафиме Черной, о первых насельницах, о детях и учителях Воскресной школы, наша программа.











Все выпуски программы Места и люди











