«Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно: Ты так невыразимо хороша!
О, верно, под такой наружностью прекрасной такая же прекрасная душа!».
Эти строки Великий князь Константин Романов, писавший под псевдонимом КР, посвятил Елизавете Фёдоровне Романовой. КР был не одинок в своём мнении. В конце 19 века считалось, что в Европе есть только две красавицы. Одна из них Елизавета Фёдоровна. А о доброте её души складывали легенды.
Когда-то немецкую принцессу Елизавету Гессен-Дармштадскую, называли просто Эллой. Младшей сестрой Эллы была Алиса – будущая императрица России Александра Фёдоровна. Любовь к ближним воспитывалась в девочках с детства. Их родители занимались благотворительностью и привили дочерям чувство сострадания к чужому горю.
В 20 лет Элла стала женой сына императора России – Великого князя Сергея Александровича. Она приняла православие, полюбила русское богослужение. И как говорили современники, из холодноватой немецкой красавицы превратилась в одухотворённую, светящуюся внутренним светом женщину.
Когда Сергея Александровича назначили генерал-губернатором Москвы, у Елизаветы Фёдоровны появилось много новых обязанностей и новых знакомств в высшем обществе. Но с гораздо большей радостью она отдавалась не светским развлечениям, а делам милосердия: посещала больницы и дома престарелых. Покупала несчастным людям еду, лекарства, одежду.
Нищие дети, которых много было в Москве, особенно больно ранили сердце Романовой. И она организовала благотворительное общество, помогающее сиротам. 25 лет оно спасало детей, строя для них ясли и приюты.
Грянула Русско-Японская война. И залы Кремлёвского дворца, по воле Великой княгини, превратились в место сбора денег, медикаментов и обмундирования. В каждую солдатскую посылку Елизавета Фёдоровна лично от себя вкладывала иконку и Евангелие. Когда в Москву стали прибывать раненые, их помещали в госпиталь, открытый Великой Княгиней.
Казалось бы, судьба должна была наградить её за редкий дар любви и милосердия. Но Елизавету Фёдоровну ждал страшный удар – смерть мужа от руки террориста. Великая княгиня нашла в себе силы простить убийцу. Но в свет уже не вернулась. Купила усадьбу на Малой Ордынке и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Построила на её территории два храма, помещения для сестёр, больницу, богадельню и приют.
Не перечислить всех добрых дел, которые совершила Великая княгиня. Она ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Больница обители считалась лучшей в Москве. «Великая матушка», как пациенты называли Елизавету Фёдоровну, спала по три часа в сутки, просиживая ночами у постелей бедняков.
Вся Москва любила Великую княгиню. Она бывала даже на Хитровом рынке – опаснейшем месте города. Ходила от притона к притону, собирала детей-сирот. Полиция не могла гарантировать безопасность Елизавете Фёдоровне. Но обитатели Хитровки не смели обижать «сестру Елисавету», как они ласково её называли.
Она надеялась на то, что со временем отделения Марфо-Мариинской обители откроются по всей России. Но времени уже не оставалось. Ни у обители, ни у настоятельницы, ни у России. После революции Елизавету Фёдоровну арестовали, как «немецкую шпионку и сестру императрицы». Она могла спастись, но отказалась уезжать за границу, сказав: «Я никому ничего дурного не сделала. Буди воля Господня!». В 1918 году Елизавету Фёдоровну казнили.
В конце 20 века на территории Марфо-Мариинской обители поставили памятник Елизавете Романовой. Русская православная церковь причислила её к лику святых. Но русский народ назвал Великую княгиню святой ещё при жизни и говорил о ней, как о светлом ангеле Москвы, который всю жизнь заботился о тех, кому нужна помощь.
«Журнал от 11.07.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы:
— Музыка и молитвы в эфире православных СМИ;
— Беда человека как повод для любопытства — проблема современного общества?
— Материалы журнала «Фома», посвященные русской живописи — о русском авангарде и импрессионизме;
— 100-летие со дня рождения Анатолия Эфроса и 80-летие Алексея Рыбникова.
Ведущие: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Вязьма, Смоленская область. (путешествие в историю)

Вязьма — небольшой старинный городок на востоке Смоленской области. Своим названием он обязан одноимённой речке с вязким, илистым дном. Исторический центр города расположен на её высоком левом берегу. Этот холм неспроста именуют Соборным. Первый храм здесь стоял ещё в тринадцатом веке, когда Вязьма была центром удельного княжества. Та деревянная церковь носила имя святителя Николая. Каменный Троицкий собор над рекой поставил царь Алексей Романов в семнадцатом столетии. Государь жил в Вязьме со своей семьёй несколько месяцев, с октября 1654-го по февраль 1655 года. В Москве в это время бушевала эпидемия чумы, и Вязьма была фактической столицей Российского государства. Город и в дальнейшем часто играл особую роль в истории страны. Расположенный на Старой Смоленской дороге, которая соединяла Москву с Европой, он не раз служил форпостом. В 1812 году жители Вязьмы оказали сопротивление армии Наполеона. А в сороковых годах двадцатого века сражались с немецкими захватчиками. Тогда, во время Великой Отечественной войны, много исторических зданий было разрушено. А вот старинный Троицкий собор уцелел. Он и поныне остается сердцем Вязьмы. Недаром день города здесь празднуют на Троицу.
Радио ВЕРА в Вязьме можно слушать на частоте 88,3 FM
Псалом 145. Богослужебные чтения

В истории тех или иных народов есть события, которые коренным образом изменили историю этих народов. Для ветхозаветных евреев переломным значением обладал, конечно же, Вавилонский плен — насильственная депортация, постигшая иудеев в шестом веке до Рождества Христова. Об опыте, принесённом Вавилонским пленом, говорит нам псалом 145-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 145.
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иа́ковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и всё, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,
8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.
9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.
10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.
Псалом 145-й был составлен неизвестным автором, принадлежавшим к поколению древних евреев, которые получили разрешение вернуться на родину из Вавилона. Почти 70 лет периода насильственной депортации остались в прошлом. И сердце автора псалма ликует. Он возвращается на родину и призывает вместе с собой ликовать небо и землю. Но это радость со слезами на глазах. Потому что историческая Палестина полностью изменилась. Иерусалим разрушен, храма больше нет. И много теперь предстоит потрудиться, чтобы былая жизнь хотя бы отчасти вернулась.
Однако тяжкая работа будет потом, а пока можно радоваться. И подводить некоторые итоги. Например, отвечать на вопросы — что и, самое главное, почему случилось? И автор псалма не напрямую, но отчётливо говорит, что катастрофа произошла из-за предательства иудеями Бога. Цари Израиля стали больше надеяться на себя и на военную помощь соседей, а про Господа забыли. Вернее, так — вспоминали о Нём тогда и так, как было удобно. Потому автор псалма и пишет: «Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его».
Надо сказать, что это осознание пришло к евреям ещё во времена плена. Понимая, что в Вавилоне без Бога можно окончательно погибнуть, евреи стали крепко держаться веры, сопротивляться языческому влиянию. И в результате выжили и вернулись.
Автор псалма в хорошем смысле гордится своими предками, своим поколением. Он называет себя и современников блаженными, то есть и счастливыми, и спасёнными: «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его». Но веру нельзя сохранить только на уровне слов. Её нужно укреплять через дела. То есть подражая Богу в поступках праведности. Как Господь защищает обиженных, кормит голодных, укрепляет гонимых, милует несчастных, так и верующие должны поступать с окружающими. Не замыкаться в комфортном мирке тёплой религиозности, но свидетельствовать о вере вовне — через служение правде Божией. По большому счёту, у человека или народа выбор не велик. Либо ты на стороне Бога и подчиняешь себя Его заповедям (и тогда будешь спасён), либо ты живёшь во грехе и просто погибнешь. Как кажется, вывод тут напрашивается сам собой и представляется очевидным.