В истории и названии Свято-Троицкого мужского монастыря в Соликамске не всегда могут разобраться даже авторы, пишущие про историю края. Но мы всё-таки попробуем.
Древнейшим из двух соликамских монастырей являлся Соликамско-Истобинский или Вознесенский мужской монастырь. Основание монастыря относят к 1589-1591 годам и даже называют его зачинателей – соликамских посадских людей Василия Анофриева и Прокопия Моисеева, построивших на свои средства деревянную Вознесенскую церковь. В 1698 году она была перестроена в каменную.
Утварь и иконы в новую церковь перенесены были из прежнего деревянного храма. С течением времен, после перевода в Соликамск Пыскорского монастыря, Вознесенской церкви передано всё его внутреннее убранство. В теплом Благовещенском приделе устроили новый иконостас. В главном Вознесенском храме позднее тоже сменили иконостас, причем переименовали и церковь. Произошло это по следующей причине.
Вознесенский монастырь в 1764 году был выведен за штат епархии. Таким образом, официально монастыря с таким названием больше не существовало. Некоторое время в его стенах размещался Пыскорский Преображенский монастырь. Так Вознесенский монастырь стал Соликамско-Пыскорско-Преображенским. С окончанием строительства в 1794 году монастырского здания в Перми братия Пыскорского монастыря, прихватив с собой своё имущество, оставила Соликамск. Но уже 14 декабря 1795 года сюда переводится Троицкий монастырь из села Истобенского Вятской губернии. Соликамский мужской монастырь переименовывается в Троицко-Истобенский.
Что касается Вознесенского храма, то в связи с ветхостью иконостаса в него перенесли целиком иконостас из соликамского Троицкого собора. После этого главный храм монастыря получил название Троицкий с Вознесенским приделом.
От всего этого ныне происходит путаница. Одни исследователи называют церковь Вознесенской, другие – Троицкой. Второе правильнее, но в Соликамске под таким названием известен летний собор. Чаще, для удобства, в применении к монастырскому храму применяют прежнее наименование – Вознесенский.
В результате всех этих переименований, в сохранившихся в соликамском краеведческом музее монастырских хозяйственных документах XIX века, монастырь называется Соликамско-Истобинский Святотроицкий мужской монастырь.
После долгого периода забытья, в 1998 году монастырь, наконец-то начал своё возрождение с именем, под которым мы знаем его сегодня – Свято-Троицкий мужской монастырь в Соликамске.
Если вы немного запутались во всех этих переименованиях – приезжайте в Соликамск, на улицу Демьяна Бедного, 25. Кто-нибудь из братии расскажет вам эту историю более доступным языком.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема