Наверное, всем хоть раз в жизни встречался человек, у которого на любую тему есть своя собственная, непоколебимая, точка зрения. Это, несомненно, хорошее качество, когда есть опыт, знания, достаточные для обсуждения того или иного вопроса. Однако нередки случаи, когда полемика превращается в абсурдный спор. На почве обыкновенного человеческого невежества.
У меня есть знакомый, который никогда в жизни не читал «Мастер и Маргариту». Вообще-то он очень начитанный: любит труды Феофана Затворника, знает содержание доступных документов, касающихся Царской семьи, например. Историю страны в пересказах Соловьёва и Карамзина периодически перелистывает. Но есть в нём одна особенность, которая во мне часто вызывает филологический диссонанс. У него, кстати, тоже гуманитарное образование. Забыла сказать, а это важно. Так вот, этот мой знакомый никогда не возьмётся за книгу, если кто-нибудь из уважаемых им критиков скажет, что книга неинтересная. Вредная, пустая или что-нибудь подобное. В общем, сплошной субъективизм. При этом мой знакомый может часами рассказывать о вредоносном влиянии того или иного текста на психику, мировоззрение, здоровье. И он это делает – внимание – не прочитав ни одной главы из обсуждаемого произведения, опираясь только на мнение сторонних людей. Вот такой товарищ интересный.
А между тем, искусство рассуждать о вещах, в которых мы некомпетентны, часто не только нашу репутацию подрывают. Они и нас самих вводят в заблуждение. Ведь признаться себе в своей неправоте, зачастую, бывает сложнее, чем даже извиниться за себя перед другими.
Однажды, на одной из рабочих планёрок, мы обсуждали недопустимость радикальных экспериментов над человеком. Кто-то из коллег упомянул в этом ключе сюжет из «Града обречённого» Стругацких. Слово за слово книга вписалась в разговор. Упомянутый мною товарищ в диалоге не участвовал: скорее всего, просто не знал содержания. И аналитику не читал. Однако слушал остальных с любопытством и очень оживился, когда кто-то имел неосторожность упомянуть Изю Кацмана.
- Про евреев что ли? – спросил он.
- Да нет, это философское произведение. Там как раз об испытаниях новой эпохи… – постарался оправдать наш диалог один из коллег.
Мой знакомый немного помолчал: видимо почувствовал себя неловко. А потом живо добавил.
- Всё равно... Давайте уже ближе к делу, – и вернул нас от Стругацких к повестке совещания.
Конечно, может быть, тогда, оно и правильно было – мы увлеклись. Но ощущение от оценки книги в одно слово, оставило в каждом из собравшихся неприятное ощущение.
Может кто-то из вас назовёт модель поведения, о которой я сейчас рассказывала, несколько резкой и утрированной. Но мне почему-то кажется, что на этом примере хорошо заметна причина наших споров между собой. Она скрывается за убеждённостью в собственной правоте. Благо, когда эта убеждённость психологически синхронизирована с нашим внутренним миром: тогда на неё может опереться совесть, принимая решение взбунтоваться или остаться спокойной. Но если мнение сформировано на почве чужих взглядов? На непроверенных источниках? В таком случае человек чужим мнением заглушает в себе голос правды, которая Богом закладывается в душу в момент зачатия. Он захлёбывается в споре, эмоциях, в собственном вранье, которому, может, и сам свято верит, потому что уже заврался. Но наряду с убеждённостью и принятием чужого мнения, в человеке незаметно прогрессирует один очень опасный недуг, который в народе называют – невежеством. Он-то и поставит однажды отъявленного спорщика в неловкое положение. Как поставил моего знакомого, здорово остудив его самоуверенность. После того случая на планёрке, на его столе почти неделю лежала небольшая книжка в тёмной матовой обложке. Один из коллег не выдержал интриги и посмотрел название. Так точно. Стругацкие.
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.