Когда у меня родился второй ребёнок, я поняла, что, по меньшей мере, ближайшие лет десять не смогу работать в офисе: соблюдая привычные с девяти утра до шести вечера. Трезво оценивая свои возможности, но одновременно чувствуя в себе внутренний протест вечного трудяги, мне было очень непросто свыкнуться с ролью домохозяйки. И, наверное поэтому, Господь очень скоро послал мне один телефонный разговор, после которого я с радостью вписалась в стройные ряды фрилансеров.
Уже к полутора годам сынишки у меня была стабильная работа, которая мне нравилась, и при этом я могла свободно лавировать между графиками, отпусками и дедлайнами. Через какое-то время стали поступать сторонние заказы. Потом ещё и ещё. Всё это приносило дополнительный доход в семью. Я очень гордилась собой: при деле, помогаю мужу, могу не брать у него лишний раз деньги на какие-то свои расходы.
Времени, конечно, фриланс отнимал очень много. Мой ежедневник был исписан заказами и сроками. Разными цветами я отмечала, кому и что должна, к какому числу, в каких количествах. И это – вперемежку с родительскими собраниями, походами по поликлиникам и другими домашними заботами.
Я приходила домой после очередного съёмочного дня – садилась писать статью до поздней ночи. Потом вставала рано утром, чтобы собрать дочь в школу и накормить сына. Если выпадал выходной, с моими детьми сидела мама или свекровь: я – отсыпалась до обеда, чтобы хоть немного собраться с силами, а потом снова уйти с головой в работу.
Надо ли говорить, что очень скоро от такого ненормированного графика, от объёма работ и от незнания чувства меры, я истощила свои физические и моральные ресурсы настолько, что однажды, здорово сорвав какие-то сроки по работе, я свалилась на несколько дней с сильнейшей мигренью. Сейчас, когда я вспоминаю тот период, мне понятно: в первую очередь меня тогда подкосила не работа, а угнетающее чувство вины перед детьми, которых я, от усталости, перестала замечать, выполняя свои обязанности мамы без понимания первостепенных чувств любви и радости.
Кое-как справившись с болезнью, мне вспомнился мигом пролетевший год и я спросила себя: и что теперь? Бросать работу и возвращаться в домохозяйки? Это был очень сложный вопрос, тяжёлый для меня выбор. Кто знает радость творчества, тот поймёт эти чувства. Но я не хотела слечь с чем-то ещё более серьёзным. Потерять контроль над собой или работать в ущерб детским потребностям. И тогда, как это часто бывает, я в полной растерянности, со слезами стала молиться: «Господи, подскажи, что же мне делать?».
Через некоторое время переживания улеглись. Я пересмотрела свой график работы, чётко разграничила своё время работы и отдыха. Вошла в ритм. И вот, недавно, под впечатлением от редактируемой биографии писателя Валентина Распутина, я открыла Интернет и кликнула на его первое попавшееся на глаза произведение. Им оказался рассказ «Что передать вороне?». Как открыла – так и не могла оторваться. В этом рассказе Господь спрятал для меня ответ на мой недавно заданный Ему вопрос.
Распутин в этой книге описывает эпизод из жизни писателя, который долго мучается угрызениями совести, потому что не может быть рядом со своей дочерью. Он торопится дописать какое-то произведение. Но дело не спорится, вдохновение не идёт. В конце к этому писателю приходит сообщение, что его дочка лежит с температурой.
Я закрыла книгу и заплакала: «Господи, спасибо Тебе за то, что в моём рассказе заболела я сама. Ведь… когда болеют дети, всё остальное уже не имеет никакого значения».
Послание к Римлянам святого апостола Павла
Рим., 91 зач., VI, 3-11.
Комментирует священник Антоний Борисов.
«Что умерло, умереть не может», — гласит девиз пиратов-героев романа Джорджа Мартина «Игра престолов». Интересно, что при определённом толковании приведённый девиз полностью соответствует христианскому вероучению. Не верите? Давайте проверим, обратившись к шестой главе послания апостола Павла к римлянам. Отрывок из данной главы читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Глава 6.
3 Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?
4 Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.
5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения,
6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху;
7 ибо умерший освободился от греха.
8 Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним,
9 зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти.
10 Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.
11 Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.
Прозвучавшие строки апостол Павел первоначально адресовал христианской общине Рима. Эта поместная церковь появилась без прямого апостольского участия, зародившись как бы «снизу» — благодаря деятельности принявших Христа представителей местной иудейской диаспоры. Затем к евреям-христианам стали присоединяться представители иных народностей. Так в Риме сложилась самобытная община, то жившая мирно, то испытывавшая гонения со стороны язычников.
Укрепляя и утешая римских христиан, апостол Павел напоминает им, в чём состоит суть таинства крещения. Во время крещения мы внутренне умираем для грехов мира. Вместе с пороками мы хороним прежнюю жизнь с её ошибками и промахами. Получается, что в крещении мы уже умерли и таинственно воскресли со Христом. Эти изменения, конечно, имеют преимущественно внутренний, незаметный физическому взору, характер. Однако дар вечной жизни, основанный на смерти и воскресении Спасителя, в нас есть. Он, как некий зачаток, ждёт своего времени, чтобы раскрыться и проявить себя полностью. Дадим ли мы этому семени благодати прорасти, зависит он нас.
Апостол Павел напоминает римским христианам, что смерти бояться не стоит, так как они уже умерли и воскресли в крещении. А то, что умерло, снова умереть не может. Кончина же тела предполагает лишь переход в иное состояние. Для искреннего христианина — в место или состояние, тут сложно подобрать определение, где нет уже боли и страданий. Это место-состояние зовётся раем, он является нашей духовной родиной. Той целью, ради которой мы были однажды приведены в этот мир.
Прозвучавший отрывок из послания к Римлянам не случайно читается именно сегодня — накануне наступления праздника Пасхи. В древности в этот день совершалось крещение оглашённых — людей, которые в течение года или даже большего срока готовились к принятию таинства. Крещение не совершалось, как это принято сейчас, в каком-то тесном кругу родственников и друзей. Оглашённых крестили в присутствии всей общины и вместе с крестящимися христиане повторяли крещальные обеты. То есть обещания — отвергнуть зло и быть верными Христу, умереть для тьмы и ожить для света благодати Божией.
Да. В наши дни подобной традиции не существует. Но через чтение из послания к Римлянам Церковь напоминает нам, что во Христе состоялось наше освобождение от последствий первородного греха, которые выражают себя не только в смертности, но и в трагичной искажённости окружающего нас мира, где царствуют жестокость и самолюбие. Спаситель, воскреснув, уже находится в Царстве славы Отца Небесного. Мы, не познавшие опыта смерти и, соответственно, воскресения, пока ещё находимся под тяжестью несовершенства этого мира. Но слова Писания дают нам светлую надежду на то, что вслед за уже увиденной реальностью Голгофской жертвы Христа для нас в полной мере откроется и реальность всеобщего Воскресения из мёртвых, где нашей вере, нашей надежде, нашей любви будет дан принципиально иной опыт жизни без смерти.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Принять участие в пасхальной акции и получить в подарок красивую открытку
Московская Марфо-Мариинская обитель милосердия запускает ежегодную пасхальную акцию «Красное яичко». Это продолжение исторической традиции помощи нуждающимся людям. Когда-то Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, основательница Марфо-Мариинской обители, в преддверии Пасхи объявляла сбор для бедных детей, а во время Первой Мировой войны и для раненых воинов. По всей Москве проходили Пасхальные базары, на которых можно было сделать пожертвование и получить небольшой подарок — красное яичко.
Сегодня обитель милосердия продолжает помогать нуждающимся — это малоимущие семьи, люди с инвалидностью и пожилые. Среди них — одинокий пенсионер Степан Григорьевич. Ещё пару лет назад он работал, имел стабильный доход, который позволял ему снимать жилье и даже делать небольшие накопления. Но после двух инсультов мужчина потерял возможность трудиться. Степан Григорьевич плохо разговаривает, ему тяжело ходить. Пенсии мужчине едва хватает на жизнь. В Марфо-Мариинской обители он получает продуктовые наборы, что хоть немного облегчает его финансовое положение.
Каждый месяц за помощью сюда обращаются более 1000 человек. Чтобы поддержать подопечных сотрудники обители милосердия, по примеру княгини Елизаветы Фёдоровны, организуют пасхальную акцию. Стать её участником просто — достаточно перейти на сайт акции «Красное яичко»: easter-obitelmiloserdiya.ru и сделать любой благотворительный взнос. Каждый участник получит в подарок электронную красивую пасхальную открытку, которую можно охранить себе, а затем разослать родным и друзьям. Таким образом у вас будет возможность стать участником большого доброго дела и поздравить близких с Пасхой!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Окончание Страстной седмицы и встреча Пасхи». Прот. Игорь Фомин, свящ. Александр Волков
У нас в студии были настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь Фомин и настоятель храма Сергия Радонежского в Солнцево священник Александр Волков.
Разговор шел о значении последних дней Страстной Седмицы, о Воскресении Христовом и о праздничных традициях пасхальных дней, а также о ежегодном московском фестивале «Пасхальный дар».