Люди, которые начинают знакомиться с историей Церкви, убеждены, что жизнь святых древности была, безусловно, очень интересной, героической, а еще радостной и безоблачной. А как же иначе – ведь святые просто обязаны быть хранимы от всех бед Богом! На самом деле, в биографиях даже таких великих святых, как апостол Павел, можно найти описание многих печальных моментов, когда им приходилось переносить большие скорби, оказываться в почти безвыходных бедственных ситуациях. Вот как описывает один из таких эпизодов апостол Павел в своем Втором послании к христианам города Коринф:
1.8 Братья, мы не хотим оставить вас в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. 1.9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, 1.10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит, 1.11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
Второе послание к христианам Коринфа было написано апостолом Павлом в конце его миссионерского путешествия по провинции Асия. Так в Римской империи именовался регион в Малой Азии, административный центр которого находился в городе Эфес. Теперь эта территория является частью Турции, а тогда, в первом веке по Рождестве Христовом, в Асии проживало грекоязычное население. Апостол Павел впервые посетил Эфес примерно в 54 году по Рождестве Христовом и вернулся сюда вновь пару лет спустя. В прозвучавшем отрывке он вспоминает события, случившиеся с ним во время второго посещения этого города.
Проповедь Павла произвела на эфесян и остальных жителей Асии огромное впечатление. Евреи и язычники принимали крещение, покоренные красноречием апостола, а также видя чудеса исцеления, которые он во множестве совершал. Эфесяне брали у Павла элементы его одежды или просили его благословлять платки. Через прикосновение к этим вещам люди исцелялись от своих болезней. По молитве апостола Павла многие получали свободу от злых духов. Случаи беснования были для Эфеса не редкостью, поскольку в городе имелся развитый языческий культ богини Артемиды, в храме которой по ночам проходили так называемые мистерии – а по факту моления злым духам.
Проповедь апостола Павла была настолько яркой и плодотворной, что многие жители Эфеса и остальной Асии прилюдно жгли магические книги, которые хранились у них дома. Храм Артемиды стал нести убыток – количество его посетителей благодаря Павлу значительно уменьшилось. В особенности, пострадали в финансовом плане ремесленники, которые изготавливали для продажи фигурки Артемиды. Один из них, серебряных дел мастер, Димитрий подговорил остальных мастеров и поднял против Павла бунт. Разъяренные ремесленники с криками: “Велика Артемида Ефесская!» устроили бунт и хотели разобраться с Павлом и его спутниками. Апостол оказался под угрозой жестокой смерти от рук невменяемой толпы, но благодаря местным служителям закона бунт был утихомирен. Павлу пришлось покинуть Эфес. Вспоминая те события в своем втором послании к Коринфянам, он благодарит Бога за дарованное спасение и возможность продолжить дело проповеди Христа. Случай в Эфесе в жизни Павла не был единичным. В других городах империи ему также постоянно угрожала опасность (апостола ругали, прогоняли и даже били), но несмотря на все препятствия весть о Спасителе распространялась по империи. А апостол, не взирая на все беды, продолжал вплоть до своей кончины в Риме говорить людям о Евангелии и спасении, дарованном Христом.
«Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито

У нас в студии была киновед, автор и преподаватель курса «Религия и кино» в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете Августина До-Егито.
Разговор шел о христианских мотивах в военной драме Андрея Тарковского «Иваново детство».
Этой беседой мы завершаем цикл из пяти программ о христианских смыслах в фильмах Андрея Тарковского.
Первая беседа с кинокритиком Львом Караханом была посвящена фильму «Андрей Рублев».
Вторая беседа с заместителем главного редактора журнала «Фома» Владимиром Гурболиковым была посвящена фильму «Солярис».
Третья беседа с киноведом Августиной До-Егито была посвящена фильму «Зеркало».
Четвертая беседа с режиссером, сценаристом Иваном Перекатовым была посвящена фильму «Сталкер».
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Христианские мотивы в фильме «Иваново детство». Августина До-Егито
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал