Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 1, стихи 18-24.
Если кто-то думает, что мегаполис – современное понятие, он глубоко ошибается. Слово «мега-полис» возникло еще в античной Греции и уже тогда обозначало густонаселенный город, насыщенный торговлей и вмещающий множество культур. В первом веке по Рождестве Христовом классическим мегаполисом Средиземноморья был конечно же Коринф. Занимая важное положение на перешейке между Эгейским и Ионическим морями, этот город контролировал торговлю своего региона и из года в год все больше богател. В те времена в Римской империи ходила поговорка «не каждому плавать в Коринф». Смысл ее был очень прост – Коринф настолько дорогой город, что далеко не каждому будет по карману прожить в нем хотя бы один день. Тем не менее, именно в Коринф стремились люди со всех концов Римской империи и даже из-за ее пределов. В первом веке на улицах города кроме латыни можно было услышать греческую, сирийскую, галльскую и иную речь. Нашлось в Коринфе место и для еврейской общины.
Именно евреев Коринфа в 52 году посетил апостол Павел, совершавший свое второе миссионерское путешествие по городам империи. К сожалению Павла, большинство членов коринфской синагоги не приняли его проповеди об Иисусе Христе. А потому весь свой миссионерский пыл апостол направил на обращение коринфских язычников, которые, надо сказать, в отличие от иудеев с радостью слушали Павла и принимали крещение. Апостол Павел провел в Коринфе полтора года, ежедневно проповедуя на его улицах и площадях. Покинув город, он оставил после себя большую христианскую общину. Но прибыв в Эфес, следующий пункт своего путешествия, он узнал о нестроениях среди христиан Коринфа. Не имея возможности вернуться в Коринф, апостол Павел направил его христианам послание, отрывок из которого читается сегодня во время утреннего богослужения:
Братья, слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,– сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость.
Одной из главных причин, почему в коринфской общине христиан случился кризис, была ее многонациональность. Большую часть коринфских христиан составляли бывшие язычники – греки и римляне. Но безусловно важную роль играли и выходцы из иудаизма. Именно они подчас требовали, чтобы в христианской общине Коринфа соблюдались обычаи закона Моисея. Это вносило сильную напряженность в жизнь коринфской Церкви. Но значительно большим искушением было иное. Евреи-христиане и христиане-выходцы из языческой среды постоянно находились в полемике со своими соотечественниками, не принявшими Христа. Христиан пытались убедить, что вера их является лживой. В качестве доказательства приводилась кончина Господа Иисуса Христа. Иудеи и язычники прямо говорили о том, что Сын Божий, Спаситель мира не мог бы умереть на кресте. Крестная казнь жителями Римской империи считалась самой жестокой и позорной одновременно. Через распятие на кресте, например, за 70 лет до Рождества Христова были умерщвлены шесть тысяч рабов – участников восстания Спартака. Апостол выразительно описал ситуацию такой фразой из послания: мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие. С греческого языка ее можно перевести еще и так – мы проповедуем Христа распятого, для иудеев скандал, а для греков-язычников – глупость.
Противники христианства в первом веке прямо говорили о том, что Сын Божий по определению не мог умереть через казнь, которая обычно доставалась грабителям и рабам. Апостол Павел не только не отрицал крестной смерти Спасителя, но в своем послании к Коринфянам прямо говорит о ее особом значении. Он подчеркивает – Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы избавить людей от власти греха и смерти, избавить при помощи Свой собствнной кончины. Сын Божий избирает для встречи со смертью самый страшный и жестокий путь, чтобы показать людям, насколько Он возлюбил их. Крест Христа по своему величию превосходит все чудеса и всю мудрость этого мира. Ни иудейская, ни греческая цивилизации при всей своей развитости не могли дойти до мысли, что спасение людей будет совершено через позорную смерть на кресте. А потому многие эллины и иудеи отвергли Христа. Но, принимая кончину через страшные муки на кресте, Спаситель нашел отклик в сердцах иных людей, которые готовы были сочувствовать Ему и поверили в спасительность Его жертвы. Для таковых крест Спасителя перестал быть “скандалом” и “глупостью”, но стал “Божией силой” и “Божией премудростью”, а сами эти люди вошли в число “спасаемых”, как говорит в конце сегодняшнего отрывка из послания к Коринфянам апостол Павел.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема