Первое послание апостола Павла к Коринфянам. Глава 10 стихи 23-28.
Как свидетельствует библейское повествование, апостол Павел посетил Коринф во время своего второго миссионерского путешествия по городам Римской империи около 50-го года. Прибыл туда он из Афин, где проповедь его не была принята. Коринф был одним из самых крупных и влиятельных городов Римской империи. Занимая уникальное географическое положение – на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, Коринф стоял на пересечении торговых путей Средиземноморья. Население его состояло из людей разного этнического происхождения. В город стремилось попасть множество иностранцев, желавших обосноваться в материально благополучном мегаполисе. Господствующей чертой, из-за которой имя Коринфа вошло в историю, была роскошь и крайняя распущенность нравов. Но как ни парадоксально, именно Коринф, а не прочие, более благочестивые города империи, стал одним из центров распространения христианства. Однако произошло это не сразу.
Первоначально апостолу Павлу удалось образовать в городе небольшую христианскую общину, которая, постепенно разрасталась. И это не удивительно, ведь именно Коринфу святой апостол посвятил большую часть времени своего миссионерского путешествия. После полутора лет пребывания апостол Павел оставил город и отправился дальше. Но сердцем он всегда беспокоился за христиан-коринфян, потому что велика еще была опасность их возвращения в язычество. В те времена в Коринфе существовал развитый культ богини Афродиты. В храме языческой богини совершались обильные жертвоприношения. Часть жертвенных продуктов доставалась жрицам, прочее направлялось на рынки для продажи или раздавалось бесплатно прямо на улицах. Некоторые небогатые коринфяне-христиане принимали идоложертвенную пищу. Это смущало их братьев по вере, особенно выходцев из иудейской среды. Многие из них утверждали, что не следует вкушать пищу, освященную в честь языческих богов. Споры усиливались и превращались в противостояние, грозящее расколом в среде христиан. Различные источники сообщали Павлу, находившемуся в тот момент в Эфесе о том, что в коринфской общине не все благополучно. Не имея возможности вернуться в город, апостол направил его христианам послание, где среди прочих вопросов уделил место и проблеме вкушения идоложертвенной пищи. Этот отрывок читается сегодня утром в храме во время богослужения:
Братья, всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что́ наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное,– то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
Апостол Павел подошел к проблеме вкушения идоложертвенной пищи как мудрый педагог. С одной стороны, он подчёркивает – идолы не властны над христианином. Они – ничто перед величием Бога. Поэтому пища, освященная в храме Афродиты ее жрицами, не способна навредить христианину. Любое растение, любое животное существует на земле только потому, что так повелел Бог. Если язычники посвящают что-то своим богам – это их беда и непонимание. Христианин же свободен от языческих предрассудков. Вред может принести иное. Если христианин ест и пьет идоложертвенную пищу, повторимся, себе он не повредит. Но если он делает это на глазах у других христиан, которые, предположим, брезгуют продуктами из храма Артемиды, он может смутить этих людей, побудить к осуждению. Нарушить душевный покой своих братьев по вере. Чтобы лучше была понятна эта ситуация, представим себе следующее. Во время Великого поста некий православный христианин имеет желание поститься, но не может – по состоянию здоровья. Человек начинает во время поста есть мясную и молочную пищу. Его действия обоснованы – еда необходима ему как лекарство. Но если воображаемый нами человек вкушает не постную пищу открыто, на виду у прочих православных христиан, то может смутить их. Апостол Павел призывал коринфян не обижать и не смущать братьев по вере. Если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам. Это касается не только вкушения пищи, но и поведения человека в целом. Не нужно беспокоить окружающих своими поступками, не стоит провоцировать других. Призыв апостола Павла остается актуальным и в наши дни. Поэтому запомним главную мысль сегодняшнего богослужебного отрывка из послания апостола Павла к жителям Коринфа: «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого».
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— 80-летие Победы в Великой Отечественной войне;
— Восприятие ВОВ разными поколениями;
— Историческая память и историческая правда;
— Вклад Русской Православной Церкви в Победу.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
- «Христианские мотивы в фильме «Сталкер». Иван Перекатов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки