Осенний Петербург радовался последним погожим денькам. Казалось, весь город вышел на улицы, чтобы погреться под лучами солнца, пока оно не скрылось за облаками на долгую северную зиму. Особенно много народа собралось в недавно открывшемся саду на Университетской Набережной Васильевского острова. Здесь были и дети, которым новый сад сразу же полюбился как великолепная площадка для игр на свежем воздухе, и их родители, оценившие место для тихих прогулок и неторопливых бесед на скамейках под сенью клёнов и тополей. И каждый, кто заходил в этот сад, в душе искренне благодарил человека, подарившего городу этот тихий, уютный уголок: купца первой гильдии Степана Фёдоровича Соловьёва.
Сын богатейшего золотопромышленника из Нижнего Тагила, некогда переехавшего на жительство в столицу, он пошёл по стопам отца не только в бизнесе. Соловьёв-старший и в Сибири, и на Урале, и в Петербурге был широко известен, прежде всего, как неравнодушный к нуждам ближних. Он помогал бедным, опекал сирот. Когда северные районы Финляндии из-за неурожая постиг голод, направил туда сто рулей серебром. И своего сына Степана воспитал так, чтобы тот не проходил мимо чужой нужды.
Сад на Университетской Набережной жителям Васильевского острова был действительно необходим. В газетах часто появлялись обращения горожан к властям, в которых говорилось, что в этом районе Петербурга весной и осенью даже в скверах до того грязно, что не пройти без калош, поэтому очень нужно чистое, уютное место, где можно было бы спокойно играть детям и отдыхать взрослым.
После долгих обсуждений городская Дума, в конце концов, приняла решение об устройстве сквера - за счёт жителей близлежащих домов. Неудивительно, что ни через год, ни через два, сквер на Васильевском так и не появился…
Но всё изменилось, когда об этом узнал Степан Фёдорович Соловьёв. Он незамедлительно подал в Думу уведомление о том, что полностью принимает на себя все работы по устройству даже не сквера, а целого сада, с первоначальным взносом на строительство в размере двадцати пяти тысяч рублей. И вскоре за витой чугунной оградой появились фонтаны, павильоны, аллеи, клумбы и цветники. В итоге проект обошёлся Степану Фёдоровичу более чем в сто тысяч рублей. Петербургская газета «Весть» в репортаже с торжественного открытия назвала сад «решительно лучшим из всех столичных скверов», а благодарные василеостровцы обратились к Соловьёву с тёплой и взволнованной приветственной речью.
О добрых делах Степана Фёдоровича они много слышали и раньше. Ведь это именно он приобрёл собрание редчайших рукописных книг, общей стоимостью в двадцать тысяч рублей серебром, и безвозмездно передал этот бесценный дар Императорской публичной библиотеке. Соловьёв финансировал научные экспедиции на Дальний Восток и в Якутию, а во время Русско-Турецкой войны золотопромышленник передал Правительству России 2 пуда драгоценного металла на оказание помощи семьям убитых и раненых русских воинов.
Степан Фёдорович Соловьёв был постоянным попечителем Дома призрения малолетних бедняков, комитета по сбору пожертвований в пользу погорельцев городов России и ещё нескольких десятков благотворительных обществ и учреждений. Соловьёв был активным участником Петербургского Православного миссионерского общества, оказывая большую помощь и поддержку городским храмам и учредил на собственные средства школу при Архиерейском доме.
Сад на Васильевском острове стал последним делом Соловьёва. Благотворитель скончался через год после его открытия. В последний путь на Смоленское кладбище его вышел провожать весь Петербург. Спустя несколько лет, в тысяча восемьсот семьдесят первом году, переулок, соединяющий сад с проспектом, был назван в честь Степана Фёдоровича – Соловьёвским. В советские годы название сменили, дабы не напоминать гражданам о «капиталисте-богаче». Но несмотря на идеологические «меры предосторожности», петербуржцы свято хранили добрую память о Соловьёве – человеке, в чьём щедром сердце было столько любви к людям.
И хотя переулку так и не вернули его прежнее название, в начале девяностых в честь Степана Фёдоровича в нём была установлена мемориальная доска. А в саду, который жители Васильевского острова и по сей день неофициально именуют «соловьёвским» теперь стоит памятник этому замечательному человеку.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.