В Самаре проживало немало людей, имена которых стали неотделимы от городской летописи. В этом почетном списке одна фамилия выделяется своим необычным звучанием – фон Вакано. Давайте вспомним сегодня, кем был ее носитель и какую роль сыграл он в истории нашего города.
Альфред Филиппович фон Вакано – потомственный австрийский дворянин. Наверное, сейчас уже невозможно узнать, какие причины заставили его покинуть родину и перебраться в далекую Россию. Да к тому же не в столицу, а в Самару, в самую глубинку купеческого Поволжья.
Альфред Филиппович занялся здесь своим привычным делом – пивоварением. Свою деятельность он организовал так, что она не только приносила ему личный доход, но и способствовала развитию Самары. Взяв в аренду пустующую землю с заброшенными заводскими зданиями, он в короткий срок устроил успешное предприятие.
На территории же Самарского пивоваренного завода Альфред фон Вакано с разрешения городской управы построил двухэтажный особняк для проживания с семьей. Современники назвали это архитектурное чудо, украшенное шестигранной башней, вакановским теремом. Внутренние помещения этого здания были обустроены с фантазией и везде царила атмосфера оригинальности. Неутомимый путешественник, фон Вакано собрал бесконечное количество полезных вещей и милых безделушек со всех концов света. В этой коллекции были и уникальные произведения искусства, часть которых хранится сейчас в Самарском художественном музее.
От былой роскоши в особняке Вакано сохранились рельефные дубовые потолки и голландская печь, облицованная с одной стороны узорной, а с другой – белой керамической плиткой. На белой керамике виден рисунок. Считается, что он принадлежит кисти самарского художника Константина Головкина, который был другом Альфреда Филипповича.
Человек незаурядный, и может быть даже эксцентричный, фон Вакано полюбился самарцам вовсе не за свою склонность ко всему необычному. Важнейшей частью его разносторонней жизни была благотворительность. Влюбленный в Самару австриец купил большой участок земли под строительство приюта для сирот, постоянно помогал деньгами Российскому обществу Красного Креста, а также заботился о детях, чьи отцы погибли во время войны с Японией. Во время неурожая 1899 года Альфред Филиппович взял на себя заботу кормить тысячу человек в течение года. Удивительно, но с началом Первой мировой войны австрийский дворянин предоставил для лечения русских солдат полностью оборудованную больницу и оплачивал все расходы по ее содержанию. Вот уж воистину «чудны дела твои, Господи»!
«Святые предприниматели». Надежда Смирнова
Гостьей рубрики «Вера и дело» была директор московского Музея предпринимателей, меценатов и благотворителей Надежда Смирнова.
Мы говорили о предпринимателях прошлых столетий, которые своими средствами служили ближним, Церкви и государству, в том числе о тех, кто был прославлен в лике святых, и как удается находить и собирать информацию о них. Кроме того, разговор шел о том, как сохранение памяти об этих людях и их служении вдохновляет многих следовать их примеру.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и дело
Высоко-Петровский монастырь. Тайные монашеские общины
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь — один из первых монастырей в Москве. Он был основан Святителем Московским Петром Митрополитом Киевским и всея Руси, чудотворцем, в начале XIV века. После революции обитель стала центром тайного монашества. Люди, приходившие в обитель в тяжелые годы гонений на Церковь, собирались вокруг Старцев Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и, следуя за своими Старцами по пути духовной жизни, принимали монашество. Это был самый большой тайный монастырь в России. Тайные монахи и монахини трудились на светской работе, относясь к ней как к послушанию, сохраняя при этом свои монашеские обеты. Они сохранили для нас этот непрерывный опыт сокровенной духовной жизни Русской Православной Церкви.
В обители создана прекрасная выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-50-е годы», где вы увидите множество бесценных фотографий людей, которые прошли свой жизненный путь в верности Христу. Мы приглашаем всех на эту выставку.

Высоко-Петровского монастыря в 1920-50 е годы




Архивное фото

Высоко-Петровского монастыря




Все выпуски программы Места и люди
Клайв Льюис «Хроники Нарнии» — «Если струшу сейчас…»

Фото: Piqsels
В 1950 году Клайв Стэйплз Льюис начал писать своё самое известное произведение «Хроники Нарнии». Центральный образ «Хроник» — лев Аслан, сын императора Страны-за-Морем. А четвёртая повесть «Хроник» — «Конь и его мальчик» — посвящена приключениям маленького принца Кора. В младенчестве он был похищен и вырос на чужбине под именем Шаста. Вернувшись на родину, мальчик вовремя предупреждает короля-отца о готовящемся на страну нападении.
Накануне решающей битвы Шасте больше всего на свете хочется спрятаться. Но, стиснув зубы, мальчик думает: «Если струшу сейчас, то буду убегать с каждого своего боя всё время». И остаётся. И сама эта фраза как-то прочно остаётся в памяти у читателей. Друг Клайва Льюиса, писатель Гилберт Честертон, выдающийся христианский мыслитель, однажды заметил, что порой «полевые цветы и фразы в автобусе» могут привести к христианству — или укрепить в нём.
Достаточно вспоминать слова Шасты — «Если струшу сейчас» — всякий раз, когда и нам предстоит своя битва. Мы, сказал однажды автор «Хроник Нарнии», воины в оккупированном грехом мире. Уступишь слабости, лености, равнодушию, подленькой мысли, крохотной трусости — и будешь отступать — уступать — поддаваться и сдаваться всегда.
Шаста, к слову, ничего в том бою толком не добился, только мечом вслепую махал. Но самую, возможно, главную, в своей жизни победу он уже одержал.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение












