На правой стороне Волги, у подножия Жигулевских гор расположилось древнее село Подгоры. Основано оно было в семнадцатом веке. Здесь жили крестьяне, приписанные к монастырю, некогда существовавшему в этих заповедных местах. Позднее обитель пришла в упадок, от нее остался лишь храм Пророка Илии и он стал просто сельским. В советское время Ильинская церковь была закрыта. Но уничтожить веру в Бога в человеческих сердцах властям не удалось. Православные тайком по домам собирались на молитву, торжественно встречали Рождество и Пасху.
В конце двадцатого века жизнь в маленьком правобережном селе, отрезанном рекой от Самары, стала затихать. Здесь оставались только старики, не желавшие покидать свою малую родину, да дачники приезжали в заповедные места на три летних месяца. Так продолжалось до тех пор, пока храм пророка Илии не передали верующим. И тут произошло удивительное. Из праха восстало не только здание церкви… В Подгорах вновь, как триста с лишним лет назад, зазвучала монашеская молитва.
Первым инокиням вновь учрежденной обители пришлось нелегко – поселиться им пришлось практически на пустом месте. Покосившийся дачный домик рядом с полуразрушенным храмом – вот и все, что составляло монастырское хозяйство. Окрестности заросли бурьяном, среди которого высилась мусорная свалка. От Ильинской церкви оставались одни стены – не было ни куполов, ни колокольни. Хрупкие женщины с Божией помощью, по сути, совершили настоящее чудо – за несколько лет запущенная территория преобразилась до неузнаваемости.
Сейчас Заволжский Свято-Ильинский женский монастырь – один из красивейших в области. Белокаменная ограда отделана алым карнизом. На территории, украшенной цветниками, расположились сестринский корпус, игуменский дом и изящная часовня-беседка с мраморной чашей для освящения воды. Воссозданный невероятными усилиями храм святого Илии вновь стал центром духовной жизни в селе. Белокаменное здание церкви невысокое, приземистое, но его ярко-красные купола, выкрашенные под цвет огненной колесницы пророка, видны издалека.
Рядом выстроен еще один храм – деревянный. Он посвящен самарскому святому, священнику Константину Сухову, расстрелянному большевиками. Это не случайно. Когда прихожане Ильинского храма расчищали территорию для строительства монастыря, они обнаружили большое количество человеческих костей. Оказалось, что в тридцатые годы на этом месте находились лагеря, в которых в числе прочих страдальцев погибло много священников и монахов.
Добираться до Подгор лучше всего через село Рождествено, до которого ходит теплоход из Самары. А от Рождествено можно дойти пешком. Прогулка по петляющей вдоль Жигулевских гор асфальтовой дороге – отдельное удовольствие.
Высоко-Петровский монастырь. Тайные монашеские общины
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь — один из первых монастырей в Москве. Он был основан Святителем Московским Петром Митрополитом Киевским и всея Руси, чудотворцем, в начале XIV века. После революции обитель стала центром тайного монашества. Люди, приходившие в обитель в тяжелые годы гонений на Церковь, собирались вокруг Старцев Свято-Смоленской Зосимовой пустыни и, следуя за своими Старцами по пути духовной жизни, принимали монашество. Это был самый большой тайный монастырь в России. Тайные монахи и монахини трудились на светской работе, относясь к ней как к послушанию, сохраняя при этом свои монашеские обеты. Они сохранили для нас этот непрерывный опыт сокровенной духовной жизни Русской Православной Церкви.
В обители создана прекрасная выставка «Тайные монашеские общины Высоко-Петровского монастыря в 1920-50-е годы», где вы увидите множество бесценных фотографий людей, которые прошли свой жизненный путь в верности Христу. Мы приглашаем всех на эту выставку.

Высоко-Петровского монастыря в 1920-50 е годы




Архивное фото

Высоко-Петровского монастыря




Все выпуски программы Места и люди
Клайв Льюис «Хроники Нарнии» — «Если струшу сейчас…»

Фото: Piqsels
В 1950 году Клайв Стэйплз Льюис начал писать своё самое известное произведение «Хроники Нарнии». Центральный образ «Хроник» — лев Аслан, сын императора Страны-за-Морем. А четвёртая повесть «Хроник» — «Конь и его мальчик» — посвящена приключениям маленького принца Кора. В младенчестве он был похищен и вырос на чужбине под именем Шаста. Вернувшись на родину, мальчик вовремя предупреждает короля-отца о готовящемся на страну нападении.
Накануне решающей битвы Шасте больше всего на свете хочется спрятаться. Но, стиснув зубы, мальчик думает: «Если струшу сейчас, то буду убегать с каждого своего боя всё время». И остаётся. И сама эта фраза как-то прочно остаётся в памяти у читателей. Друг Клайва Льюиса, писатель Гилберт Честертон, выдающийся христианский мыслитель, однажды заметил, что порой «полевые цветы и фразы в автобусе» могут привести к христианству — или укрепить в нём.
Достаточно вспоминать слова Шасты — «Если струшу сейчас» — всякий раз, когда и нам предстоит своя битва. Мы, сказал однажды автор «Хроник Нарнии», воины в оккупированном грехом мире. Уступишь слабости, лености, равнодушию, подленькой мысли, крохотной трусости — и будешь отступать — уступать — поддаваться и сдаваться всегда.
Шаста, к слову, ничего в том бою толком не добился, только мечом вслепую махал. Но самую, возможно, главную, в своей жизни победу он уже одержал.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
Сухотинка. Сухотинский Богородице-Знаменский женский монастырь
В тридцати километрах к югу от города Тамбов, в Знаменском районе, есть неприметное на первый взгляд село Сухотинка. Болота, озеро, лес, и петляющая среди лугов речушка Нару-Тамбов. Когда-то на её берегу стояло имение помещиков Сухотиных — мужа и жены. С их именами неразрывно связано сердце Сухотинки и одна из наиболее известных святынь всей Тамбовщины — Богородице-Знаменский женский монастырь.
Пётр Гаврилович Сухотин получил имение в награду за проявленную доблесть при взятии Очакова во время Русско-Турецкой войны 1787-1791 годов. В Сухотинке он поселился вместе с молодой женой, Варварой Александровной. Тридцать лет прожили они здесь душа в душу. Но однажды обоих внезапно одолела тяжёлая болезнь. Тогда супруги в одну и ту же ночь во сне увидели икону Пресвятой Богородицы «Знамение». Пробудившись, Сухотины отслужили молебен перед этим образом и получили исцеление! После этого чудесного случая они дали Божией Матери обет устроить в своём имении иноческую обитель.
Женский монастырь, построенный на землях и на средства Сухотиных, был освящён и открыт в 1822-м году. Первой настоятельницей Богородице-Знаменской обители стала игумения Досифея (Кудрявцева), духовная дочь преподобного Серафима Саровского. Старец Серафим лично благословил её на этот труд. Без малого столетие монастырь процветал и в него стекались паломники со всей России. А потом к власти пришли большевики. Сразу после 1917-го года Сухотинская Знаменская обитель была закрыта. Большую часть зданий, включая несколько храмов, снесли. На территории монастыря разместили детскую колонию, потом — психоневрологический диспансер.
Возрождение Богородице-Знаменского монастыря началось в 2003-м году и продолжается до сих пор. Полностью восстановлена белокаменная церковь Иверской иконы Божией матери. Обнаружен фундамент главного монастырского храма — утраченного в советские годы Знаменского собора. В будущем его планируется отстроить заново.
А пока Сухотинский Богородице-Знаменский монастырь встречает гостей чуть тронутыми временем, но сохранившимися монастырскими стенами из красного кирпича. Золотой ангел на башенке, построенной уже в наши дни, склоняет голову, приветствуя каждого, кто приехал сюда помолиться и прикоснуться к истории славной обители.
Все выпуски программы ПроСтранствия












