Первый русский перевод знаменитой «Рождественской песни в прозе» Чарльза Диккенса сделал в 1886 году Фёдор Фёдорович Резенер — писатель, педагог и благотворитель. Трудиться над рукописью ему приходилось по ночам — днём Резенер посвящал всё своё время воспитанникам — маленьким беднякам и беспризорникам, так похожим на героев романов Диккенса. Сиротам, лишённым семейного тепла, он стал самым близким человеком: учителем, наставником и другом. Это ради них не спал он по ночам, работая над переводами. На издательские гонорары он покупал воспитанникам подарки: книжки, игрушки. Ему хотелось по-отечески утешить обездоленных ребят, зажечь в их глазах тёплые искорки радости. И дети, действительно, любили Фёдора Фёдоровича как отца.
Резенер сам был сиротой. Он родился в Санкт-Петербурге, в 1825 году, и в раннем детстве лишился обоих родителей. Воспитывался в Гатчинском сиротском приюте. Это было довольно суровое заведение. Муштра, холодное отношение воспитателей, наказания за малейшую оплошность. Фёдор мечтал поскорее вырасти, выучиться и сделать так, чтобы приюты были для сирот не казённым домом, а настоящим — уютным, тёплым, где тебя понимают и любят. В 1845 году Резенер выпустился из Гатчинского сиротского приюта и поступил в Петербургский университет. Помимо лекций занимался и самообразованием. К примеру, на 1 курсе самостоятельно всего за два месяца освоил английский — по англоязычному Евангелию, читая его параллельно с русским. Немецким и французским он ещё со школьной скамьи владел в совершенстве. После окончания университета Фёдор занялся переводами. Эта работа однажды привела его в журнал «Учитель». Педагогические идеи захватили Резенера. Он стал штудировать труды по детской психологии, методикам преподавания. И в 1859-м году пришёл на работу в Василеостровское бесплатное училище — учебное заведение для неимущих детей.
Впрочем, бесплатное училище и само остро нуждалось почти во всём — в книгах, пособиях, одежде и еде для воспитанников. Резенер отнюдь не был богатым человеком. Но он стал благотворителем Василеостровского училища. В его кассу он отдавал почти всё, что зарабатывал переводами и статьями. Организовывал благотворительные сборы в пользу учебного заведения. Благодаря Фёдору Фёдоровичу в школе появилась библиотека, воспитанники получили учебники, добротную одежду, регулярное питание. Неравнодушие Резенера проявлялось и в его отношении к ученикам. Он разговаривал с ними по душам, знал их радости и горести, наставлял с любовью. И это приносило плоды: ребята, успевшие повидать в жизни лиха, ожесточённые нищетой, начинали с охотой учиться, становились открытыми.
Ярко проявились душевные качества Фёдора Резенера и на должности директора петербургского Ремесленного приюта, куда он был назначен в 1869 году. Здесь его подопечными стали малолетние осуждённые за преступления. Но Фёдор Фёдорович пришёл с добром — и сумел отогреть их очерствевшие души. Резенер погрузился в жизнь учеников. Носил такую же форму, как и они, работал бок о бок в мастерских. Дети ему доверяли и искренне любили.
Здоровье Фёдора Фёдоровича пошатнулось из-за переутомления от напряжённого труда. В августе 1881 года Резенер скончался. Ему было 55. И за этот срок он успел многое — сделал счастливыми сотни обездоленных детей, отогрел теплом своего сердца и открыл для них светлую дорогу в жизни.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержать мастерскую в Орске, где трудятся особенные люди
В городе Орске находится центр социальной адаптации «Маяк» или иначе — Дом сопровождаемого проживания. Здесь молодые люди с инвалидностью, те, у кого нет семьи, живут в домашней обстановке и под присмотром наставников учатся вести хозяйство и быть самостоятельными. Помимо этого, все они шьют или создают изделия из глины.
Валентину и Андрею нравится трудится в гончарной мастерской. У Вали лучше всего получаются большие тарелки в виде листьев. Он плохо видит, и для работы ему приходится низко наклонять голову. Но сколько же радости испытывает молодой человек, когда мастер-гончар достаёт из печи его готовые изделия.
Андрей чаще всего создаёт из глины чашки или вазы в форме граната. Он может заплакать, если что-то не получается. Но не уходит, пока не доделает работу до конца.
Занятия в гончарной мастерской — часть реабилитации. Это ремесло развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику, помогает особенным людям раскрыться.
«Поначалу на занятиях все ребята были замкнутые. А в процессе всё изменилось, мы с ними и беседы ведём, и смеёмся», — рассказывает мастер-гончар Екатерина.
Сегодня в мастерской постоянно трудятся около 30 человек. Готовые работы подопечных реализуют на ярмарках, в монастырской лавке орского Иверского женского монастыря или отравляют заказчикам по почте. Воспитанникам центра социальной адаптации «Маяк» важно знать, что их труд востребован.
Помогите мастерской для людей с инвалидностью продолжать свою работу. Небольшой доход от изделий не покрывает всех расходов проекта, поэтому ему необходима поддержка. Сбор для мастерской в городе Орске открыт на портале «Милосердие.ru», и вы можете принять в нём любое посильное участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о выдающемся военном деятеле первой половины двадцатого века, русском генерале Василии Георгиевиче Болдыреве, об участии в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, о судьбе в период гражданской войны в России, о том, как дважды был арестован советской властью в разные года и оба раза был реабилитирован, о попытке найти свое место на гражданской службе в новом государстве и о том, почему в 1933году был снова арестован и расстрелян.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







