В Александровском парке Санкт-Петербурга, неподалёку от Петропавловской крепости, летом 1845 года был найден младенец. Мальчика взяла на воспитание вдова, обрусевшая немка. Женщина крестила приёмного сына в Православии, назвала Александром. Спустя годы этот маленький найдёныш стал известным коллекционером-пушкинистом. Александр так любил творчество своего прославленного тёзки, что даже взял себе фамилию Онегин — в честь знаменитого пушкинского героя. Всю жизнь он посвятил собранию рукописей, писем, семейных реликвий и всевозможных предметов, связанных с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина.
Биографию Александра Фёдоровича можно достоверно проследить лишь с гимназических лет. Учился он в Третьей Петербургской гимназии, в одном классе с Павлом Васильевичем Жуковским — сыном поэта и близкого друга Пушкина. Мальчики были добрыми приятелями. Вероятно, именно Жуковский-младший приобщил Александра к литературе. Так или иначе, окончив гимназию, а затем — Петербургский университет, Александр занялся литературным трудом. Писал статьи для петербургских газет, редактировал. Это приносило небольшой заработок, которого хватало на жизнь и серьёзное увлечение: Александр коллекционировал всё, так или иначе связанное с жизнью Пушкина. В то время, в середине XIX столетия, ещё жили и здравствовали современники Александра Сергеевича, у которых хранились его автографы, письма, памятные вещи, первые издания стихов поэта. Что-то коллекционеру удавалось выкупить, многое люди с радостью ему дарили, когда видели его искренний интерес к наследию поэта.
В 1879 году Александр перебрался в Париж. Там уже несколько лет жил его школьный друг, Павел Жуковский. Когда Павел Васильевич узнал об увлечении Александра, он сделал ему бесценный подарок: отдал два огромных сундука отцовских бумаг, связанных с Пушкиным. Это были настоящие сокровища: черновики «Братьев разбойников», «Бориса Годунова», «Евгения Онегина», «Египетский ночей», «Арапа Петра Великого» и других произведений; неизданные рукописи, а также все прижизненные русские и зарубежные издания Пушкина и альбомы с газетными и журнальными статьями о поэте. Были среди этого и уникальные бумаги, связанные с кончиной Пушкина — заключения докторов и карандашные наброски, сделанные Жуковским-старшим после кончины поэта. Александр Фёдорович трепетно хранил пушкинский архив, который постоянно пополнялся. Уникальные документы передали коллекционеру Александра Смирнова-Россет и Евдокия Растопчина. Александр Фёдорович, с 1890 года официально — Онегин, не чах над своими сокровищами подобно пушкинскому скупому рыцарю. Он собирал коллекцию для людей. Поэтому сделал её доступной — в начале 1900-х открыл частный музей, под который отвёл три комнаты своей квартиры на улице Рю де Мариньян.
В это самое время, в 1907 году, в Российской Академии наук началась работа над созданием Пушкинского дома. Коллекцию Онегина наши пушкиноведы хорошо знали, считали одной из самых ценных и значимых. Однако она была далеко… Впрочем, главный хранитель Пушкинского дома, Борис Модзалевский, периодически приезжал в Париж — Онегин с радостью предоставлял ему возможность изучать документы своего музея и подарил рукопись поэмы «Борис Годунов». Однако после октябрьской революции 1917 года свободно выезжать и работать за границей стало проблематично. Казалось, с онегинским собранием можно попрощаться. Но в 1922 году стало известно, что Александр Фёдорович передаёт свой музей Российской Академии наук, в частности — Пушкинскому дому, и дополнительно завещает ему собственные накопления. Модзалевский писал Онегину во Францию: «Вы передаёте музей! Честь Вам и слава, дорогой Александр Фёдорович!» Сегодня уникальные экспонаты из собрания Александра Онегина можно увидеть в петербургском Всероссийском музее Пушкина, Государственном Эрмитаже, библиотеке Академии наук. Коллекция, которую Александр Фёдорович Онегин собирал и хранил, продолжает служить людям.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Поддержать мастерскую в Орске, где трудятся особенные люди
В городе Орске находится центр социальной адаптации «Маяк» или иначе — Дом сопровождаемого проживания. Здесь молодые люди с инвалидностью, те, у кого нет семьи, живут в домашней обстановке и под присмотром наставников учатся вести хозяйство и быть самостоятельными. Помимо этого, все они шьют или создают изделия из глины.
Валентину и Андрею нравится трудится в гончарной мастерской. У Вали лучше всего получаются большие тарелки в виде листьев. Он плохо видит, и для работы ему приходится низко наклонять голову. Но сколько же радости испытывает молодой человек, когда мастер-гончар достаёт из печи его готовые изделия.
Андрей чаще всего создаёт из глины чашки или вазы в форме граната. Он может заплакать, если что-то не получается. Но не уходит, пока не доделает работу до конца.
Занятия в гончарной мастерской — часть реабилитации. Это ремесло развивает усидчивость, внимание и мелкую моторику, помогает особенным людям раскрыться.
«Поначалу на занятиях все ребята были замкнутые. А в процессе всё изменилось, мы с ними и беседы ведём, и смеёмся», — рассказывает мастер-гончар Екатерина.
Сегодня в мастерской постоянно трудятся около 30 человек. Готовые работы подопечных реализуют на ярмарках, в монастырской лавке орского Иверского женского монастыря или отравляют заказчикам по почте. Воспитанникам центра социальной адаптации «Маяк» важно знать, что их труд востребован.
Помогите мастерской для людей с инвалидностью продолжать свою работу. Небольшой доход от изделий не покрывает всех расходов проекта, поэтому ему необходима поддержка. Сбор для мастерской в городе Орске открыт на портале «Милосердие.ru», и вы можете принять в нём любое посильное участие.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский

Константин Залесский
Гостем программы «Исторический час» был историк Константин Залесский.
Разговор шел о выдающемся военном деятеле первой половины двадцатого века, русском генерале Василии Георгиевиче Болдыреве, об участии в Русско-Японской и Первой Мировой войнах, о судьбе в период гражданской войны в России, о том, как дважды был арестован советской властью в разные года и оба раза был реабилитирован, о попытке найти свое место на гражданской службе в новом государстве и о том, почему в 1933году был снова арестован и расстрелян.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Генерале Василий Георгиевич Болдырев». Константин Залесский
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Книги о святых». Ирина Ордынская
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была писатель, сценарист, координатор литературного конкурса «Молитва» Ирина Ордынская.
Мы говорили с нашей гостьей о ее пути к вере, об опыте написания книг о святых, а также о значении литературных конкурсов сегодня.
Ирина Николаевна рассказывает, как в художественном слове соединяются переживание веры, молитва и образ, почему художественный текст способен обратиться к сердцу человека сильнее публицистики. Она вспоминает работу над книгами о русских святых и говорит о том, как их живые образы помогают читателю осмысливать путь к Богу.
Отдельная тема — конкурс «Молитва»: его задачи, поддержка авторов из регионов и зарубежья, востребованность произведений о духовном поиске, номинации, спецпризы и опыт прошлого сезона, когда работы лауреатов были опубликованы и вошли в сборники.
В финале разговора — личные истории: детство в воцерковлённой семье, первые воспоминания о молитве, встречи с удивительными людьми и читатели, для которых её книги стали поддержкой. Тёплая беседа о том, как литература открывает человеку путь к вере.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья







