Кол., 249 зач., I, 1-2, 7-11.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Послания апостола Павла как правило имеют общую структуру, в начале каждого из посланий мы можем найти указание на автора — то есть на самого апостола, а также упоминание адресата. После этого идёт приветствие, больше похожее на возвышенный богословский гимн, и потому представляющее интерес вне связи с основным содержанием послания. Начало Послания апостола Павла к Колоссянам не является исключением: в нём мы видим все упомянутые части, и именно они звучат сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем эти взятые из 1-й главы павлова Послания к Колоссянам слова.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
2 находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
8 который и известил нас о вашей любви в духе.
9 Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном,
10 чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,
11 укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью
Как и любое другое апостольское послание, Послание к Колоссянам не было написано ради развлечения его автора или же адресатов. У появления послания были весомые предпосылки: в среду христиан Колосс проникло некое лжеучение, и апостол должен был отреагировать, дабы искоренить эту ересь, которая, как полагают исследователи, относилась к разряду гностических, т.е. к тем ересям, которые полагали, что личное духовное знание, гнозис, выше всего прочего. Однако, если анализировать лишь прозвучавший только что отрывок Послания к Колоссянам, то невозможно предположить, что далее пойдёт речь об искоренении заблуждений адресатов послания, ведь сейчас мы услышали возвышенную похвалу тем, кому апостол направил свои слова.
Это может нас удивить и заставить заподозрить, что Павел использовал такие слова лишь для того, чтобы с первых строк послания расположить христиан Колосс к себе и преподаваемому им учению. Возможно, что отчасти это так и есть.
Вместе с этим стоит учитывать и ещё одно важное обстоятельство: заблуждения сами по себе не лишают человека его человеческого достоинства, а христианина они не делают отверженным от Христа. Заблуждения становятся преткновением тогда, когда человек упорствует и отказывается признавать свою ошибку. Очевидно, у апостола Павла не было оснований подозревать своих адресатов в злонамеренности, а потому он обращается к ним как к «святым и верным братиям во Христе Иисусе».
Мы с вами привыкли, что слово «святые» можно относить лишь к тем людям, которые прославлены Церковью и чьи лики изображаются на иконах с нимбами. Однако так было не всегда, и в Древней Церкви слово «святые» было совершенно нормативным для обращения христиан друг к другу. Говоря так, христиане вовсе не подразумевали безгрешность и безошибочность друг друга. В это слово они вкладывали факт собственного отклика на призывающий глас Божий. Бог изъял их из мира, сделал их инаковыми, и эту отделённость они подразумевали под словом «святые». Любопытно, что даже заблуждения ничего в этом смысле не меняли. До той поры, пока люди сознательно не начинали бороться с истиной, они оставались святыми. Святыми они оставались и тогда, когда им случалось впасть в тот или иной грех, опять же, в том лишь случае, если они не костенели в грехе, если они старались как можно быстрее очиститься от греховной скверны.
Пожалуй, нам стоит почаще обращать внимание на это самоощущение древних христиан, ведь «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), следовательно, та же и Его Церковь, а если та же Его Церковь, то и дарования Святого Духа всё те же, значит, и мы с вами отделены от мира крещением и миропомазанием, отделены церковными таинствами, и не стоит забывать о своей отделённости, потому как она способна предостеречь нас от многих грехов и она же способна привлечь нас к искреннему покаянию.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
26 октября. О важности хранения православной веры

26 октября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин обновления храма Успения Пресвятой Богородицы Новодевичьего монастыря в Москве.
После завершения Божественной литургии в обновленном храме Святейший Патриарх обратился к пастве с Первосвятительским словом, в котором говорил о важности хранения православной веры.
С Богом невозможно бороться. Те, кто борется с Богом, всегда являются неудачниками. Их Господь побеждает, может быть, не сразу, не мгновенно, чтобы не создавать иллюзии некоего фокуса, а постепенно, чтобы быть невидимой, рука Божья действует. Но действует так, что каждый, изучая историю и внимательно взирая на окружающую нас жизнь, может сказать: «Господи, Ты еси Бог, творяй чудеса един».
Вот мы, наше поколение, особенно старшее, вот эти слова можем и должны очень часто произносить и вслух, и в проповедях в храме, потому что это действительно те слова, которые отображают совершенно потрясающий религиозный опыт нашего народа в самые страшные, наверное, за всю историю человечества, включая даже языческие времена, времена гонений.
Всё в прошлом. А теперь нет никаких притеснений, никаких гонений. У власти люди православные, и кажется, что мы вошли в такой очень благоприятный исторический период. И это так. Но ещё раз повторю, кому дано больше, с того больше и спросится.
Сегодня мы должны служить за тех, кто не смог в полной мере отдать долг Господу и Церкви, за наших старших собратьев: архипастырей, пастырей и монашествующих, но которые сделали самое главное — сохранили веру православную, воспитали в этой вере часть нашего народа, что помогло всему нашему народу православному пройти через эти тяжелые исторические испытания.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О ложном стыде

В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова: «Кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда придёт во славе Своей и Отца, и святых Ангелов».
О ложном стыде — игумен Лука (Степанов).
Малодушному бывает свойственно испугаться и, представив своё отчуждение от современников, решить, что вряд ли стоит ему продолжать своёдвижение по пути ко Христу, если оказываешься тыне любимчиком, а, напротив, изгоем среди подобных себе.
Это вынужденное отчуждение бывает почти неизбежно при воцерковлении человека. Он расстаётся с бывшими друзьями и участниками всяких развлечений своих. Ему высказывают свои недовольства и родственники о том, что не так, как прежде, он соответствует их понятиям о правильном и весёлом проводимом времени жизни.
И объяснить что-либо бывает очень трудно, поскольку мотивация для того, кто изменяется в христианских законах бытия, связана с его верой. Только тогда, когда к самому человеку прикасается Христос и избирает сердце его к жизни покаянной, тогда может и признать в своём близком человеке, обратившемся, действительно, те мотивы справедливыми, которые прежде вызывали недоумение.
Так что надлежит вооружаться некоторой решимостью потерпеть отчуждение от близких всякому, кто встаёт на путь спасения.
Все выпуски программы Актуальная тема
28 октября. О подвиге святителя Афанасия (Сахарова)

Сегодня 28 октября. День памяти святителя Афанасия (Сахарова), епископа Ковровского, жившего в двадцатом веке.
О его подвиге — священник Алексий Долгов.
Родился святитель Афанасий в конце XIX века, рано потерял отца. Мама воспитала его в вере и любви к монашеству. Учение давалось ему не очень легко. Но Владимирскую духовную семинарию, а затем Московскую духовную академию он неожиданно для всех окончил весьма хорошо.
Именно в Московской духовной академии, в храме Покрова Божией Матери, он принял постриг с именем Афанасий и был рукоположен сначала в иеродиакона, а потом и в иеромонаха. Важнейшим событием в жизни святителя Афанасия стало поставление его во епископа Ковровского.
Главной заботой святительского подвига владыкиАфанасия было не противодействие богоборческим властям, не разруха и даже не закрытие храмов и монастырей, а борьба с обновленчеством.
Первый раз святитель был арестован в марте 1922 года. Этот арест положил начало многолетним тюремным скитаниям владыки Афанасия. Однако ни при каких обстоятельствах святитель не терял веры в Бога и чувства великой к Нему благодарности. Еле живой после пыток, сдерживая боль, святитель часто говорил близким людям: «Давайте помолимся, похвалим Бога». И первым запевал «Хвалите имя Господне».
После тюрем илагерей вссылке святитель духовно окормлял многих людей. Инавопрос «Как спастись?» онотвечал: «Самое главное— это вера. Без веры никакие самые лучшие дела неспасительны, потому что вера— фундамент всего. Авторое— это покаяние. Третье— молитва. Четвёртое— добрые дела. Ихуже всякого греха — отчаяние».
Мы часто думаем, что трудно верить по-настоящему, трудно жить согласно своей вере. Но это не так. И пример жизни святых, особенно новомучеников, исповедников российских, которые жили совсем недавно, показывает, что жить по-христиански возможно. Нужно только довериться Богу, возложить на Него всю свою надежду.
Все выпуски программы Актуальная тема







