Где искать Бога, когда страдаешь? Куда бежать, к кому обращаться? Ответ на этот вопрос находим в 93-м псалме пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 93.
1 Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!
2 Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.
3 Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?
4 Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;
5 попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твоё;
6 вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют
7 и говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев».
8 Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?
9 Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?
10 Вразумляющий народы неужели не обличит, — Тот, Кто учит человека разумению?
11 Господь знает мысли человеческие, что они суетны.
12 Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,
13 чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!
14 Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.
15 Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.
16 Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?
17 Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.
18 Когда я говорил: «колеблется нога моя», — милость Твоя, Господи, поддерживала меня.
19 При умножении скорбей моих в сердце моём, утешения Твои услаждают душу мою.
20 Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?
21 Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.
22 Но Господь — защита моя, и Бог мой — твердыня убежища моего,
23 и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.
Псалом 93-й описывает ситуацию, в которой автор сетует Богу на то, что его окружили враги и он испытывает различные притеснения и скорби. Враги — это какие-то нечестивые люди. Они злодеи и беззаконники. Из текста псалма видно, что они занимают высокие административные должности, но используют своё могущество в корыстных целях. А потому страдает не только псалмопевец, но и весь народ, простые люди, вдовы, сироты, пришельцы.
Не совсем понятно, о каких именно притеснениях идёт речь. Некоторые ученые-библеисты предполагали, что псалмопевец хотел изобразить коррупцию чиновников и злоупотребление властью в самом древнееврейском обществе. Однако речь может идти в первую очередь об иностранных захватчиках. Уж очень похожа лексика псалма на ту, которая используется в библейских книгах, описывающих Ассирийский и Вавилонский плен еврейского народа. Отсюда и предположение — псалом отражает реалии той эпохи, когда евреи страдали от внешнего врага.
Как бы то ни было, для человека, который страдает, разница не принципиальна. Бьют свои или бьют чужие — в любом случае боль есть боль, а вместе с ней одно и то же чувство покинутости и одиночества. А потому и выход один. И указывают на него следующие слова псалма: «При умноже́нии скорбе́й мои́х в се́рдце моём утеше́ния Твои́ услажда́ют ду́шу мою́». Единственное место, куда в тяжёлую минуту человек может спрятаться, — это его собственное сердце. Именно в сердце происходит встреча с Богом. Именно в сердце мы переживаем духовную реальность. Не случайно Христос говорит в Евангелии: «Царство Небесное внутри вас есть». Поэтому именно в сердце и только в нём мы получаем утешение от всякой скорби.
Примечательно то, что еврейское слово «утешение», которое использует автор псалма, напоминает то чувство сытости и безопасности, которое переживает младенец, лежащий на груди у матери. У пророка Исаии также встречаем этот образ. Он сравнивает Бога с кормящей мамой, которая утешает ребёнка тем, что кормит его грудью (Ис. 66:11). Примечательно то, что в христианской традиции Бог-Дух Святой называется Утешитель. При этом используется греческий аналог того же самого еврейского слова «утешение». Дух Святой насыщает нас в нашем собственном сердцем благодатью, подобно матери, насыщающей ребёнка молоком.
По этой причине как Библия, так и христианская традиция уделяет человеческому сердцу так много внимания. Исполнение заповедей, участие в церковных таинствах, соблюдение ритуалов, аскетические практики, такие, как пост, молитва, чтение и размышление над Писанием, — всё это для того, чтобы нащупать в своей душе это потаённое место. Научиться в него спускаться, встречать там Бога и задерживаться в этой скрытой комнате как можно дольше. Тот, кто нашёл в себе этот укромный уголок, будет ощущать себя безопасно в любой ситуации. Будучи взрослыми, мы можем вновь познать на опыте, что означает быть ребёнком, которого утешает ласковая и заботливая мать.
Псалом 93. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 93. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Театр «Живая вода». Лариса Никулина
Гостьей программы «Вечер воскресенья» была художественный руководитель театра «Живая вода» Лариса Никулина.
Мы говорили об истории театра «Живая вода» и о том, как через спектакли можно говорить со зрителем о вере, нравственности и христианских ценностях.
Наша гостья рассказала о том, почему у театра нет своего постоянного помещения, как за более чем 20-летнюю историю существования менялись спектакли, шел поиск своего языка, как выбираются темы для новых постановок и как православный театр может быть интересен не только православным людям.
Ведущий: дьякон Игорь Цуканов
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Подросткам о вере»
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин, востоковед Анна Тумаркина и сестра милосердия, руководитель благотворительных проектов в Иркутской епархии Анастасия Старцева размышляли о том, как говорить с детьми о вере и отвечать на их далеко не всегда простые вопросы, что делать родителям в случае охлаждения веры у ребенка или подростка, какой может быть христианская проповедь в школах и ВУЗах, а также кто может стать духовным авторитетом для современного молодого человека.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
7 декабря. О важности принесения духовных плодов

В 5-й главе Послания апостола Павла к эфесянам есть слова: «Плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине».
О важности принесения духовных плодов — протоиерей Владимир Быстрый.
Апостол Павел напоминает нам о радикальном преображении в жизни христианина: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе». Это не просто призыв к нравственности, но констатация нового онтологического статуса. Верующий — принципиально новое творение, призванное сиять в мире.
Но как отличить подлинный свет благодати от поддельного? Апостол даёт точный критерий: плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Ключевое слово «плод» — это не разрозненные добрые дела, а целостное состояние души, которое естественно изливается наружу, подобно спелому плоду. Благость — это внутреннее устроение, исполненное милосердия и противостоящее жестокости. Праведность — это жажда Божьей правды во всех отношениях, исцеляющая от всех болезней и грехов. Истина — это полная искренность перед Богом и собой, отказ от лжи и самообольщения.
Однако апостол призывает не к пассивности, а к активному деланию: испытывайте, что благоугодно Богу. Жизнь во Христе — это творческое сотрудничество нашей воли и благодати, требующее труда и рассуждения. Завершается же мысль властным повелением: «Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте». Свидетельство истины — это не только слова, но и вся жизнь, сияющая добрыми делами.
Таким образом, плод Духа — это и дар, и задание. Он является внутренним критерием, помогая нам идти путём преображения от тьмы к свету и принести Господу плод во сто крат.
Все выпуски программы Актуальная тема











