Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2 (о. Антоний Борисов)
Поделиться Поделиться

Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Комментирует священник Антоний Борисов.

«Россия будет стоять до тех пор, пока теплится лампада у раки преподобного Сергия», — такие слова однажды произнёс классик русской исторической науки Василий Ключевский, подчёркивая, насколько важен для нашей страны подвиг преподобного Сергия Радонежского. Сегодня день памяти этого старца-подвижника. И во время утреннего богослужения читается отрывок из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам, в котором говорится о сути духовного подвига преподобного. Давайте послушаем.

Глава 5.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Преподобного Сергия часто именуют одним из первых старцев Русской Церкви. Старцами, поясню, в православной традиции принято именовать умудрённых Богом священнослужителей (реже мирян), обычно имеющих отношение к монашеству. Так вот. Святой Сергий Радонежский, основатель Троице-Сергиевой Лавры, был старцем. Но не первым в истории. Таковым стал апостол Иоанн Богослов.

Именно его Священное Писание называет старцем. Иоанн Богослов единственный из апостолов умер естественным образом. Все остальные ученики Христа, как известно, были убиты за свою проповедническую деятельность. Последние годы своей жизни, наполненной разными испытаниями, Иоанн провёл в городе Эфесе, где его стали называть старцем местной Церкви. Это именование, «старец», подчёркивало и возраст апостола, и его мудрость, источником которой был Сам Бог.

Впоследствии старцами стали называть настоятелей монастырей. Это было связано с особенностями первого монашеского устава, составленного святым Пахомием Великим. По мысли Пахомия, руководить обителью необходимо было, прежде всего, не в хозяйственно-строительном плане, а в плане духовном. И для такого пастырского окормления монахов необходим был умудрённый жизнью, опытный в молитве человек — старец.

Русская Православная Церковь прославила в лике святых целую плеяду старцев. В первую очередь, таковым был упомянутый уже преподобный Сергий Радонежский. Являясь настоятелем Троицкого монастыря, святой Сергий воспитал множество учеников, также ставших впоследствии старцами — это преподобные Никон, Дионисий, Роман, Андрей Рублёв и многие другие. Великим старцем был святой Серафим Саровский, духовный руководитель Дивеевской женской монашеской обители. Четырнадцать великих старцев явил миру монастырь Оптина пустынь. К преподобному Льву Оптинскому и его преемникам в 19-м-начале 20-го века приезжали многие люди, желавшие получить утешение и наставление.

Старцы существуют и сегодня. Таковым, например, был скончавшийся в 2006 году архимандрит Иоанн (Крестьянкин), духовник Псково-Печерского монастыря. Отличительной чертой настоящих старцев является искреннее смирение перед Господом. Умудрённый в духовной жизни старец служит проводником для воли Божией, не навязывает своего, не пытается заместить собой Творца. Рядом с настоящим старцем человек ощущает мир, покой и радость — их источником является не сам подвижник, а благодать Божия, на нём почивающая.

К сожалению, существуют псевдо-старцы, то есть те, кто очень желает выдавать себя за человека праведной жизни для достижения меркантильных целей. Понять, кто перед тобой, можно по плодам деятельности человека. Апостол Павел пишет, что плодами настоящей, светлой духовности являются: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». Без всего перечисленного служение старца, да и просто жизнь христианина невозможны. А ещё служение старца выражается через уклонение от славы, терпеливое служение Богу через служение людям, как о том и пишет апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем