
Сегодня 5 октября. Собор тульских святых.
О святых тульской земли — игумен Назарий (Рыпин).
В силу того, что преподобный Макарий — основной святой Тульской митрополии, то и всех остальных тульских святых решили праздновать в этот день — День его памяти. Их достаточно много. Туда входит 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых.
И поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память. Была составлена служба архиепископом Максимом, который был инициатором в 1987 году этого празднования тульских святых.
И в него входят ещё, помимо тульских святых, такие святые, как Николай Чудотворец Мирликийский, благоверные князья Борис и Глеб, священномученик Кукша Печерский и другие древние святые.
Конечно же, основной празднуемый святой в этом соборе — это преподобный Макарий Жабынский, с памятью которого этот день напрямую связан, и к его молитвенной памяти, к нему мы в этот день сугубо обращаемся. Преподобный Макарий и все святые земли Тульской, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О православных святых Западной Европы

Сегодня 5 октября. Собор святых, в земле Германской просиявших.
О православных святых Западной Европы — священник Стахий Колотвин.
Надо помнить, что до разделения церквей, до Великого Раскола на Западную и Восточную Церкви, в полноте православия жили люди, в том числе и в Западной Европе. И их непривычные для нашего уха имена были такими же православными. И эти люди, которые достигли Господа и Царствия Небесного, являют нам пример.
Когда мы празднуем соборную память святых, то, конечно, мы не только сконцентрировались на этих редких именах германских святых: Матерн, Карбиниан, Виллеброрд или даже Вальпурга, — для нас открывается возможность почтить память и тех святых, которые поимённо не прославлены. Потому что как множество угодников Божьих и в наших краях, в наших северных лесах, неизвестны по именам, точно так же и в Западной Европе до разделения церквей множество людей достигли Царствия Небесного.
Поэтому сейчас, в условиях, когда множество русских людей и представителей других традиционно православных народов живут в Западной Европе и вообще в Западном мире, когда многие немцы и их соседи обращаются в православие, когда в Германии только русских приходов около двухсот, не считая других поместных церквей, то, конечно, сказать, что «нет, германская земля не имеет отношения к православию», мы не можем.
Более того, мы вспоминаем тех святых, которые и в нашей древнерусской истории приходили с пределов Священной Римской империи, с земли германской, и просияли у нас. И в том числе мы вспоминаем тех людей, которые в эпоху Единой Римской империи были призваны как воины Фиваидского легиона из Египта, а приняли мученический крест за Христа, наоборот, в землях Германии.
Мы видим, что для Господа нет никаких границ, и в любом уголке мира можно наследовать Царствие Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О служении учителя

Сегодня 5 октября. Всемирный день учителя.
О служении учителя — священник Николай Конюхов.
У учителя достаточно серьёзное и ответственное задание: он должен передать не только знания теоретические, но опыт подрастающему поколению. Подрастающее поколение не всегда хочет вообще что-то воспринимать и в первую очередь смотрит и слушает не слова педагога, а ловит контекст.
И я сам знаю и вижу, что если педагог горит тем, о чём он говорит, если он сам увлечён своим предметом, то это чувствуется учениками, и они готовы идти за ним. И древний педагогический принцип гласит: «Делай со мной, делай, как я, делай лучше меня».
Но для этого сам учитель должен быть достаточно целостным и содержательным человеком и ориентироваться на того, кого единственного мы и можем называть Учителем. Это Иисус Христос. Если мы идём за Христом, то есть надежда, что наши ученики пойдут за нами. Как сам апостол Павел говорил: «Подражайте мне, как я — Христу».
И мы получаем обратную связь. Если наши ученики не только не хотят за нами идти, но даже и слышать нас не хотят и плачут, когда идут к нам на уроки, то, может быть, это обратная связь к тому, что мы плохо идём за нашим великим Учителем.
Поэтому хочется в сегодняшний день поддержать всех своих, в том числе и коллег, — я и сам преподаю в школе, — поддержать коллег, пожелать им помощи Божией, всего самого доброго, сил, терпения, потому что это очень непростое служение, а это именно служение.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 15. Богослужебные чтения

Как избавиться от гнева? Позволительно ли вообще верующему человеку испытывать это чувство? Может быть есть список тех ситуаций, когда всё-таки можно давать ему волю? Прекрасный ответ на эти вопросы предлагает 15-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
«Пусть умножа́ются ско́рби у тех, кото́рые теку́т к бо́гу чужо́му; я не возлию́ крова́вых возлия́ний их и не помяну́ имён их уста́ми мои́ми». Такие слова мы слышим сегодня от пророка и царя Давида. Внешне они могут даже напоминать проклятия. В них чувствуется гнев. И подобное в псалмах встречается нередко. Однако мы верим в то, что Давид был святым человеком. А в другом месте Псалтири даже читаем: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его!» С одной стороны — гнев, с другой — кротость. Как это совмещается в одном человеке?
Сегодня сам псалмопевец отвечает на этот вопрос. «К святы́м, кото́рые на земле́, и к ди́вным Твои́м — к ним всё жела́ние моё». Так Давид описывает то главное, к чему стремится его душа. «Госпо́дь есть часть насле́дия моего́ и ча́ши мое́й», — говорит он, указывая на то, что Бог стал ему близким и занимает главную часть его жизни. Царь ощущает, как Дух Божий действует глубоко внутри его сердца во всех ситуациях его жизни. «Да́же и но́чью у́чит меня́ вну́тренность моя́», — пишет он. Наконец, мы читаем: «Всегда́ ви́дел я пред собо́ю Го́спода, и́бо Он одесну́ю меня́». Так псалмопевец выражает тот опыт Божественного присутствия, который он переживает ежеминутно. О таких людях Священное Писание говорит: «он ходит перед Богом».
Именно подобная близость Творца особым образом воздействует на человека и преображает все силы его души. Даже порой столь разрушительную и неподконтрольную силу, как гнев. Дух Божий подсказывал Давиду как, когда, на кого и в какой мере ему гневаться. В сердце праведника словно был противовес яростным порывам. А потому эта сила не разрушала и не разъедала его изнутри. Она не помрачала его ум. Не превращала в безумца, который крушит всё вокруг себя. Именно такой гнев мы называем праведным, а такую ярость святой.
В нашей ситуации всё бывает иначе. Мы тоже гневаемся. Однако нередко наш гнев скатывается в ненависть, злобу и даже бешенство. Это состояние тащит нас прямиком в ад, который разверзается в нашей собственной душе. А вся причина в том, что к нашему гневу обильно примешаны страсти. Они-то и делают его горьким, едким и разрушительным. Подобная одержимость не имеет ничего общего с праведным гневом. Ведь на самом деле в её основе ощущение того, что рядом нет Бога. Подобным гневом болеют бесы. Страх пустоты заставляет их изливать бешенную злобу и на себя, и на всё живое. Вот и мы зачастую гневаемся не из-за собственной праведности и неправедности окружающих людей, как нам порой хочется думать, а просто из-за банального страха, который живёт в нас из-за безбожной жизни.
Очень важно в те минуты, когда ярость захлёстывает нас, видеть это в себе. И стремиться, подобно Давиду, всегда и во всех делах держать своё внимание на Боге. Поддерживать с Ним живую беседу. Стараться во главу угла ставить поиск Его воли, которая сводится к одной простой заповеди — служить ради Него своим ближним. То состояние, которое бывает наградой за это, создаёт в нашей душе противовес тем разрушительным силам, в которых мы нередко тонем. И даже если это будет гневное возмущение, оно будет иного качества.