Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
«Портрет Ивана Евменьевича Цветкова» Ильи Репина посвящен создателю картинной галереи в Москве, которая по масштабам была сопоставима с коллекцией Павла Третьякова. Художнику в этой работе удалось передать главные черты мецената: скромность, доброту и одухотворённость.

— Порадовал меня Рязанский художественный музей, Андрей! Столько интересных полотен!
— И что тебе здесь особенно понравилось, Саша?
— Пожалуй, вот эта работа Ильи Репина. Взгляни, какой выразительный портрет! Пожилой мужчина сидит в кресле, чуть откинувшись — внимательно слушает собеседника и готов поддержать разговор. И столько тепла в его взгляде, столько участия! Интересно, кем был герой картины?
— О, это Иван Евменьевич Цветков! Одна из значимых фигур в культурной жизни Москвы в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Банкир, меценат, создатель картинной галереи.
— А что за галерея такая? Она сохранилась до наших дней?
— Нет, к сожалению. После революции 1917 года коллекцию Ильи Цветкова национализировали и распределили по крупнейшим музеям страны. Тогда вот этот самый портрет Цветкова кисти Репина и поступил в Рязанский художественный музей.
— Получается, эта картина — часть некогда богатого собрания?
— И одновременно визитная карточка его владельца! Илья Репин написал портрет в 1907 году. К этому времени Иван Цветков уже был известным коллекционером.
— Как Павел Третьяков?
— Пожалуй, можно так сказать! Коллекции двух меценатов были сопоставимы по масштабу. Однако, когда Ивану Евменьевичу говорили об этом, он возражал: «У Третьякова — дивное исследование по истории искусства, а у меня — только конспект».
— Скромный, видимо, был человек! И мне кажется, Илье Репину удалось передать это его качество.
— Глядя на лицо Ивана Цветкова на портрете, никто не усомнится в его доброте и деликатности. Картина в целом говорящая. Тут даже детали интерьера на заднем плане могут многое поведать о герое.
— Детали интерьера? Но как?
— А вот, смотри. За спиной Цветкова схематично показана картина в массивной золотой раме. Сияющий фон оттеняет облик мецената, подчеркивает его одухотворённость.
— Ух ты, как интересно! Сам бы я, конечно, не заметил эту подробность. А на что ты ещё посоветуешь обратить внимание?
— Ну, например, на кресло с изящной резной спинкой, на котором сидит Иван Евменьевич. Оно свидетельствует об утончённом вкусе хозяина, даёт представление о меблировке Цветковской галереи.
— А где она располагалась, эта галерея?
— На Пречистенской набережной Москвы-реки. Цветков построил там двухэтажный особняк по проекту художника Виктора Васнецова, чтобы разместить свою коллекцию. Получился пряничный домик, похожий на сказочный терем. Меценат лично проводил экскурсии по собственному дому. А в 1909 году подарил галерею городу, с условием, что будет в ней проживать до конца дней.
— Но его выселили после революции 1917 года?
— Иван Евменьевич не дожил до этой катастрофы, умер в феврале 1917-го. Не увидел, как его коллекцию расформировали.
— А дом на Пречистенской набережной сохранился?
— Да, стоит под номером 29, радует взгляд архитектурным декором. И хранит память о своём создателе — на стене здания есть мемориальная табличка, посвящённая Цветкову. Давай как-нибудь сходим туда? Правда, внутрь войти не получится — особняк принадлежит Министерству иностранных дел.
— Ну ничего! Двери в Цветковскую галерею приоткрыл для нас Илья Репин своей картиной.
— Это правда! Портрет Ивана Евменьевича Цветкова дарит возможность прикоснуться к истории Москвы, окунуться в светлый мир одного из её славных сыновей.
Портрет Ивана Евменьевича Цветова кисти Ильи Репина можно увидеть в Рязанском государственном областном художественном музее имени Ивана Пожалостина
Все выпуски программы: Краски России
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Сол., 267 зач., II, 20 - III, 8.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Недавно у Бён-Чхоль Хана, современного философа корейского происхождения, я узнал о «депрессии успеха» — неизбежном результате «общества достижений».
Сегодня в храмах читается отрывок из 2-й и 3-й глав 1-го послания апостола Павла к Солунянам, который позволит нам лучше понять, что такое «депрессия успеха» и как её избежать.
Глава 2.
20 Ибо вы — слава наша и радость.
Глава 3.
1 И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,
2 и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,
3 чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
4 Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
5 Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.
6 Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,
7 то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;
8 ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
Прозвучавшие сейчас слова апостола Павла свидетельствуют о том, что страдание, скорби, невзгоды, с которыми столкнулась основанная им община в Салониках, — не какой-то «программный сбой», не «фатальная ошибка» мироздания, не «злой рок» — а — как это ни странно прозвучит — совершенно нормальная ситуация. Страдание само по себе — не валюта заслуг и не романтика боли; это форма причастия Христу и способ «вызревания» общины. Стоицизм видел в скорбях упражнение для развития личности и её автономии; апостол Павел видит иное — прежде всего путь к общинной жизни во Христе. Заметим разницу: он пишет — не «я выдержал», а «мы стоим в Господе». Стойкость здесь — не броня личной «силы воли», а включённость в Церковь как Тело Христово. И то, что невзирая ни на какие скорби, община ещё сильнее сплачивается, ещё крепче держится за проповеданную апостолом веру, становится ещё отважнее в своём терпении — всё это наполняет апостола огромной благодарностью: вы — пишет он — наша слава и радость, теперь, когда мы знаем о вашей стойкости — и мы — живы!
Перед нами — полный «негатив», отображение наоборот, той самой «депрессии успеха», о которой и говорит Бён-Чхоль Хан. Современное общество, будучи отчаянно нацелено на сплошную «позитивность» во всём и всячески избегая любой «негативности» в виде скорбей, болезней, тяжёлых испытаний и особенно всего, что связано со смертью, — оказывается обречённым на «поверхностное скольжение» по глади бытия — а вовсе не на полноценную, глубокую жизнь. Там, где апостол Павел восхваляет солунян за их выдержку и стойкость, современник просто бы ужаснулся и сказал: да перестаньте страдать, найдите любой способ прекратить, вырваться из этого «негатива!»
Но для апостола скорби — не только «инструмент» для возделывания общности Церкви и развития духовной стойкости. Он смотрит на них в эсхатологической перспективе: здесь — скорби, там, впереди — явление Христа. Я бы даже сказал так: апостол «насыщает» жизнь скорбящих солунян «эсхатологическим кислородом», который позволяет им не отчаиваться, не паниковать, и даже радоваться в скорбях! На языке немецкого философа Хайдеггера можно было бы сказать: эсхатологическая надежда «перевентилирует» бытие‑к‑смерти дыханием воскресения.
Вот мы и получили ответ на подвешенный в начале вопрос — как не попасть в «депрессию успеха»? Ответ очевиден: прежде чем преуспевать в чем бы то ни было, надо научится у апостола Павла «радости в скорбях» — то есть «позитивности» в самой что ни на есть «негативности» — и вот тогда крепкому духовному иммунитету не будут страшны никакие соблазны успешности и высоких достижений!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Псалом 123. Богослужебные чтения
Как узнать, что Бог всё ещё с нами и поддерживает нас? Как определить, что Он всё ещё участвует в нашей жизни? Ответ на этот вопрос находим в 123-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 123.
Песнь восхождения. Давида.
1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, —
2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,
3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;
4 воды потопили бы нас, поток прошёл бы над душою нашею;
5 прошли бы над душою нашею воды бурные.
6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!
7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.
8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.
«Если бы с нами не было Бога» — вопрос, который дважды повторяется вначале только что прозвучавшем псалма. И псалмопевец даёт ответ: если бы с Израилем не было Бога, он просто перестал бы существовать, даже не успев стать народом. Ведь на протяжении истории такое происходило сплошь и рядом. Не всем племенам было суждено стать великими нациями. Многие просто исчезли в водовороте мировых событий.
Не случайно автор псалма изображает врагов Израиля в образе свирепого морского чудовища, которое способно проглатывать людей целиком. Также он использует образ водной стихии, в бурном потоке которой ничто не может выжить. Идея очевидна: если рядом с человеком нет Бога, мир становится враждебен по отношению к нему. Он стремится его разорвать, уничтожить, вернуть в небытие.
Поэтому тот факт, что Израиль не стал добычей врагов, является для псалмопевца великим чудом и ярким подтверждением, что Бог всё ещё со Своим народом. А потому в заключении псалма мы слышим слова благодарности. Автор псалма благословляет Бога за то, что каждый раз Он выводит своих людей из самых тяжёлых передряг.
Вопрос, который задаёт автор псалма, что было бы, если бы с нами не было Бога, полезно задавать себе как можно чаще в течение дня. Молитвенное размышление на эту тему приводит к однозначному ответу: если бы с нами не было Бога, мы бы не оказались сейчас в той точке жизни, в которой оказались. Даже если обстоятельства, которые нас окружают, весьма мрачные, мы всё ещё живы, в нас всё ещё бьётся сердце и есть дыхание. А, значит, у Бога есть на нас какой-то план. И вся наша беда лишь в том, что мы не чувствуем этого. Для того, чтобы вернуть себе эту чувствительность, псалмопевец призывает нас учиться благодарить. Благодарить и за хорошее, и за то, что мы считаем плохим. Постепенно душа будет оживать, и однажды мы отчётливо увидим, что Бог всё ещё с нами. Он держит нас за руку и никогда не собирался её отпускать.
«Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
Гостем программы «Исторический час» был писатель, историк Вячеслав Бондаренко.
Разговор шел о судьбе святого праведного Алексея Мечёва, о его священническом служении до и после революции в России и о том влиянии, которое он оказывал на церковную жизнь Москвы.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Святой праведный Алексий Мечёв». Вячеслав Бондаренко
- «Поэт Эдуард Асадов». Сергей Арутюнов
- «Русские конструкторы и изобретатели». Александр Музафаров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







