
Фото: Mahdi Bafande / Unsplash
Жил один бедный парень, звали его Самир. Чтобы вырваться из нищеты, решил он стать коробейником: занял у ростовщика денег, накупил мелкого товара, и стал его по деревням продавать.
Но однажды в пути напали на него разбойники, и он разом всего лишился. Пришёл Самир к ростовщику, и попросил ещё немного денег, чтобы долги отработать.
— Но что ты можешь оставить мне в залог? — спросил ростовщик.
Подумал-подумал парень — ничего у него не было хорошего, кроме собаки по кличке Дружок, которая дом охраняла. Пёс верно служил хозяину, довольствуясь лишь коркой хлеба, и не убегал к соседям, которые его порой подкармливали.
Как ни странно, ростовщик согласился взять Дружка в залог. Его логика была проста: если не дать коробейнику ещё один шанс, тот никогда не сможет вернуть долг.
Самир взял деньги, привёл собаку ростовщику, и снова отправился на заработки.
Случилось так, что на дом ростовщика напала банда грабителей, которая украла все его деньги и драгоценности.
Дружок не залаял, так как по недосмотру слуги оказался заперт в сарае. Но он почувствовал опасность, и как только смог, побежал по их следу.
Награбленное золото и драгоценности разбойники отнесли в джунгли. Там около пруда они вырыли яму, спрятали добро и ушли.
Дружок всё это видел. Он вернулся к ростовщику и стал тянуть его за одежду. Огорчённый своей потерей, тот сначала не понял, чего от него хотят, но всё же отправился за собакой в джунгли. Она привела ростовщика на то самое место вблизи пруда, где разбойники зарыли награбленное. Дружок начал рыть землю, и это навело ростовщика на мысль, что там что-то зарыто.
Он тоже начал копать, и к своему крайнему удивлению, нашёл все украденные деньги и драгоценности.
Ростовщик был счастлив, и в знак благодарности решил отпустить Дружка к хозяину, привязав письмо, адресованное Самиру, к шее собаки.
Дружок сразу побежал в ту сторону, куда ушёл коробейник.
Как раз в это время грустный Самир возвращался в деревню. Ему опять не повезло: по дороге он потерял все заработанные деньги. Увидев собаку, бегущую к нему навстречу, он подумал, что та, должно быть, удрала от ростовщика. Парень очень рассердился и даже уже на Дружка замахнулся, но тут заметил привязанное к его шее письмо и вот что прочитал:
«Я благодарен твоей собаке, которая сослужила мне добрую службу. Благодаря ей, я получил назад все деньги, которые у меня похитили. Этот пёс дал мне намного больше того, чем с тебя причитается. Поэтому я не могу больше держать его как залог, отпускаю и прощаю тебе все долги».
Позже ростовщик уговаривал продать ему собаку, но Самир не согласился. Преданный Дружок сопровождал его во всех походах, охранял и помог выбраться из нищеты. Такую верность ни за какие деньги не купишь.
(по мотивам индийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер