
Вспоминаю одно из послушаний на Валааме: мы сажали лук. Сначала приходилось все время сверяться с инструкцией, я действовала неуверенно, и у меня уходило много времени на, казалось бы, простую работу: выкопать определённой глубины ямку, посадить туда луковицу, немного укоренить в грунте и позже полить. Но когда первые десять луковиц легли в землю, процесс стал идти быстрее. Впоследствии я могла сажать лук даже с закрытыми глазами, на автомате проделывая все нужные действия.
«На автомате» — интересное словосочетание — задумалась я. Мне вспомнилась в одном научном журнале, где говорилось, что человеку свойственно в каких-то моментах не думать о том, что и как он делает. Таким образом экономится энергия, ведь мозг затрачивает её слишком много, когда приходится усиленно думать. Интересный и неожиданный был для меня этот вывод. Но всегда ли хорошо таким образом экономить энергию? Ответом для меня стала вечерняя служба.
На всенощной я осознала, что на автомате я не только сажаю лук... Одна из моих любимых молитв — Великое Славословие. В этот раз я его пропустила. И не потому, что вышла из храма, когда её пели. Просто я погрузилась в свои мысли, хотя вместе с остальными тихонько подпевала хору. Позже я поняла, что так же обстояли дела и с молитвенными правилами: в последнее время я «вычитывала» их бегло и без внимания. Душа при этом молчала. Но какая от этого польза?
Если лук на автомате сажать можно, то молиться так — впустую тратить время. Слова, которые мы читаем в молитвослове, родились из сердец христианских подвижников, ставших впоследствии святыми. Это — люди, которые так прожили, что вошли в Царство Небесное через тесные врата. Повторяя за ними молитвы, мы, словно следуем по их стопам. Очень важно каждое слово осознавать, постигать и проживать сердцем, а не просто проговаривать губами.
Так посадка лука помогла мне понять важную духовную истину: есть действия, которые можно делать на автомате, но когда дело касается духовной жизни — тут очень важно все делать от сердца. А это значит — с максимальным вниманием и усердием. При посадке лука мысли могут быть заняты чем угодно и качество проделанной работы от этого никак не пострадает. А вот если во время молитвы мысли носятся в голове в хаотичном порядке, о каком-либо качестве говорить уже не приходится. Ведь когда делаем что-то на автомате, внимание притупляется, а сердце и вовсе перестаёт участвовать в процессе. А без сердечного отклика духовная жизнь, как мы можем убедиться, немыслима.
Важный вывод, который я тогда сделала: во время посадки лука можно молиться, а вот во время молитвы думать о посадке лука — нет.
Автор: Оксана Кавальская
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
Еф., 225 зач., IV, 14-19.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что необходимо сделать для того, чтобы Бог избавил от недобрых людей, которые пытаются нас обмануть, а также воспользоваться нашим к ним расположением и доверием? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,
18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.
19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
Ложные учения о Боге и о Его взаимоотношениях с человеком всегда представляли собой угрозу для жизни христианских общин. Во времена апостола Павла эта проблема стояла довольно остро. Ведь христианство было молодой религией. По многим вероучительным вопросам Церковь ещё не высказала свою позицию. Символ веры, который мы сейчас слышим за каждой Литургией, появился лишь столетия спустя. А потому простым верующим было очень сложно отличить истинное учение от ошибочного. Многие попадали в ловушку лжебогословов.
Подобная опасность существовала и в христианской общине города Эфеса. Как мы узнаём из только что прозвучавшего отрывка, людей уводили от Христа те, кого апостол называет «хитрые обольстители» и «лукавые проповедники». Говоря о лукавстве, Павел использует термин, которым в греческом языке обозначается мастерство человека, который искусно играет в кости. Выиграть у такого пройдохи невозможно. Это всё равно, что пытаться обыграть карточного шулера. Подобно тому, как мошенник владеет картами, лжепророки владели искусством слова. Они ловко манипулировали понятиями и строили хитрые аргументы. Профессионалы в своём деле, они увлекали за собой простодушных и доверчивых верующих.
Поэтому Павел и призывает «истинною любовью все возращать в Того, Который есть глава Христос». Другими словами, каждый в свою меру должен принимать активное участие в жизни общины, которое есть Тело Спасителя. То есть искать повод послужить братьям и сёстрам. Приучать себя на деле исполнять заповедь о любви к ближним. В результате такой работы человек, по словам апостола, «получает приращение для созидания самого себя в любви». Иными словами, даже если верующему не хватает познаний в области богословия, Господь за внимательное отношение к людям даёт ему духовный опыт, достаточный для того, чтобы ясно видеть опасность и не увлекаться ложными идеями.
Эта практическая рекомендация полезна и для нас. Не всегда мы можем распознать даже ту ложь, которую нам передают ненамеренно. Что говорить о тех ситуациях, когда это делают специально. Возможно, нам просто не хватает жизненного опыта или знаний. Возможно, мы слишком уверены в себе или чрезмерно доверяем собственной практической интуиции. Чтобы не попасть в ловушку, Павел предлагает нам развивать духовное чутье. Особую духовную интуицию. Для этого всего лишь необходимо каждый день устраивать свою жизнь так, будто наша основная на сегодня забота — исполнить заповедь Спасителя о любви к тем, кто встретится на нашем пути. Тот, кто целенаправленно трудится в этом направлении и добивается в этом деле мастерства, постепенно всё больше начинает ощущать реальное присутствие Бога в своей жизни. А вместе с этим благодатным опытом приходит и особая мудрость. Она открывает нам истинные мотивы людей, помогает чувствовать опасность и видеть суть происходящего.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Что и как поют в храмах?». Священник Александр Лаврухин, Евгений Тугаринов

У нас в студии были директор Свято-Димитриевской общеобразовательной школы священник Александр Лаврухин и регент, кандидат искусствоведения Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, из чего состоит церковное пение, что и как поется на богослужениях и как складывалась эта традиция.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
«Смыслы Библии». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).
Мы говорили о смыслах, наполняющих Библию, как их открывать и почему чтение Священного Писания должно стать важной составляющей жизни христианина.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер