Послание к Галатам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Галатам святого апостола Павла

Гал., 214 зач., VI, 2-10 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться

Гал., 214 зач., VI, 2-10.

епископ Феоктист Игумнов

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У Адама и Евы была прекрасная и гармоничная жизнь, они ни в чём не нуждались, они не болели, они не страдали, они не испытывали голод и жажду. Однако в какой-то момент первые люди подумали о себе самих: они вдруг решили, что они могут быть равными своему Создателю. Сама эта мысль имеет всем известное определение — мы имеем дело с банальной гордыней. Потомки Адама и Евы унаследовали поражённость гордыней, а потому нам приходится бороться с ней едва ли не каждый миг нашей жизни. Священное Писание помогает нам в этой борьбе. В частности, размышления о том, как нам вернуться к первозданному состоянию, мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах, в которых звучит отрывок из 6-й главы Послания апостола Павла к Галатам. Давайте послушаем эти новозаветные слова.

Глава 6.

2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

5 ибо каждый понесет свое бремя.

6 Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

10 Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

В только что нами услышанном отрывке из Послания к Галатам есть мысль, с которой довольно непросто согласиться. Звучит она так: «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3). Кажется, что мысль апостола в ряде случаев конфликтует с реальным положением дел. К примеру, человек может быть академиком или министром, может возглавлять крупное производство или же быть гениальным художником, то есть быть тем, кто на самом деле заметен и имеет в обществе определённый вес, быть тем, чьё мнение о самом себе совпадает с мнением общества о нём и потому может претендовать на объективность. На это недоумение дал ответ святитель Лука Крымский, которому принадлежат такие слова: «Бывает, что человек получит звание профессора и возомнит о себе: „Я профессор, а вокруг одни невежды“. На самом же деле он ничто, поскольку превозносится. Но разве ничего не значат профессорское звание и научные заслуги? Да, в очах Божиих это весьма мало стоит, ибо для Бога велико и свято только смиренное и чистое сердце, а гордость Он ненавидит».

Иными словами, святитель Лука полагал, что нужно уметь отделять свой временный человеческий статус от того, кем мы являемся пред очами Божиими, и кем, соответственно, будем в вечности. Совершенно очевидно, что все наши человеческие заслуги, все должности, все таланты, накопленные нами деньги и выученные языки с прочитанными книгами ничего не будут значить в тот момент, когда мы вынуждены будем отойти в вечность. Апостол Павел призывал не ждать этого момента, а сразу думать о себе не соотнося себя с другими людьми, а соотнося себя лишь с Богом.

А рядом с Богом мы никто и ничто. Правда, здесь необходима маленькая, но существенная оговорка: никто и ничто мы лишь в отрыве от Бога. Адам и Ева наглядно показали нам, как такое может быть: вот они первые люди, которым дана власть над всем творением, мгновение — и они прах, которому надлежит возвратиться к праху (Быт. 3:19). Первое и второе состояния отличаются друг от друга лишь соотнесённостью Адама и Евы с Богом. В первом случае они были с Ним, во втором — грех удалил их от Бога, несмотря на то, что они продолжали находится рядом с Ним; более того, они могли продолжать с Ним общение, но гордыня, толкнувшая их на ослушание, превратила первых людей из владык всего сотворённого в прах. Путь из праха противоположен: уничтожение гордыни в себе и постепенное возвращение к Богу. Именно об этом и написал апостол Павел в своём Послании к Галатам.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем