
Гал., 212 зач., V, 11-21.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из крайне важных тем Нового Завета — это тема христианской свободы. Писал о ней и апостол Павел, услышать его мысли мы можем в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 5-й главы Послания к Галатам. Давайте послушаем этот отрывок.
Глава 5.
11 За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.
12 О, если бы удалены были возмущающие вас!
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
Апостол Павел, как и всякий другой разумный человек, прекрасно понимал, что свобода может превратиться в западню. Именно об этом мы только что и услышали: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́те друг другу» (Гал. 5:13).
Павел в своих посланиях настаивал, что у христиан есть лишь один закон, в Послании к Римлянам этот закон назван «законом духа жизни во Христе Иисусе» (см. Рим. 8:2). Но каким образом мы можем понять, что же именно в той или иной ситуации предписывает делать этот закон? В случае с законом Ветхого Завета или же с законами государства всё довольно просто: всегда можно взять и прочитать, ведь есть сборники законов. Тот, кто их нарушает, подлежит наказанию. Но как быть с законом духа жизни во Христе Иисусе? Мало того, что дух не поддаётся формализации, так ведь невозможно формализовать ни жизнь, ни Спасителя нашего Иисуса Христа! Иными словами, говоря о христианском законе, мы попадаем в ситуацию крайней неопределённости. Да, конечно, у нас есть канонические сборники Вселенских Соборов, у нас есть постановления Поместных Церквей, у нас есть описания тех или иных церковных практик, у нас вообще очень много самых разных текстов, каждый из которых чрезвычайно важен и полезен. Однако сколько бы у нас ни было текстов, их количество никогда не будет достаточным для того, чтобы во всей полноте описать закон духа жизни во Христе Иисусе.
Апостол Павел не пытался положить этот закон на бумагу. Павел поступил единственно возможным способом: он предостерёг, что дарованная нам свобода от оков Ветхого Завета вовсе не означает вседозволенности, и чтобы не попасть в эту вседозволенность, нам не стоит забывать, что основная Христова заповедь — это заповедь о любви к Богу и к ближнему. Соответственно, человек свободен тогда, когда он с любовью служит другому, и само это служение не позволит человеку обратить свободу в её противоположность.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Еф., 216 зач., I, 1-9.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Окружающая нас действительность бывает невыносимой, непонятной, пугающей, трагичной, одним словом, такой, за которой не представляется возможным увидеть Бога. Апостол Павел прекрасно всё это понимал. Более того, его жизнь — если подходить к ней с мерками современного светского общества — вовсе не была успешной и завидной. Сам апостол неоднократно рассказывал о своих многочисленных бедах; кроме того, у Павла не было самого элементарного — у него не было ни семьи, ни дома, ни хоть какой-то стабильности, а жизнь его и вовсе закончилась насильственной смертью. Но тем не менее апостол умел видеть во всём происходящим с ним в частности и с человечеством в целом благой промысел Божий. Об этом мы можем услышать в звучащем сегодня в православных храмах во время литургии отрывке из 1-й главы Послания святого апостола Павла к Эфесянам.
Глава 1.
1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе:
2 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах,
4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви,
5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,
6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном,
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем
Только что прозвучало самое начало Послания апостола Павла к Эфесянам, в нём, как мы слышали, апостол представился и назвал адресатов своего послания. Далее он перешёл к славословию Бога, присовокупив к славословию пространное и довольно непростое для понимания богословское рассуждение о Спасителе нашем Господе Иисусе Христе. Любопытно, что прозвучавший сегодня отрывок, который не был кратким, содержал в себе меньше двух предложений. Если первое из них было совсем небольшим, то второе оказалось настолько громоздким, что Церковь предпочла не прочитывать его за богослужением полностью. Стоит сказать, что это не какая-то особенность русского перевода, нет, в оригинальном греческом тексте это предложение точно такое же — крайне протяжённое и чрезвычайно запутанное.
Впрочем, несмотря на его очевидную сложность, вычленить главную мысль апостола довольно просто: он написал, что Бог избрал нас во Христе прежде создания мира, что Бог предопределил усыновить нас через Иисуса Христа. Конечно, апостол Павел адресовал свои слова христианам, но так как христианином может быть любой человек, то эти апостольские слова относятся ко всему человечеству. В них обращает на себя убеждённость апостола Павла в том, что Бог ещё прежде творения мира определил нас спасти и усыновить через Христа. Получается, что Бог ещё до творения предвидел развитие человека, Он знал, что Адам и Ева падут, и вслед за их падением в мир войдёт смерть со всем своим ужасом. Если начать мыслить дальше, то мы неизбежно придём к выводу, что вообще все трагедии мира были известны Богу ещё до того, как мир получил бытие. И Бог, зная о них, не отказался от Своего плана.
Для человека, который не знаком со Священным Писанием, такое положение дел может показаться чем-то крайне циничным, недостойным Бога и никак не согласующимся с милосердием Божиим. Может, стоило отказаться от творения, если его результатом станет страдание? Бог дал ответ на этот вопрос, и Его ответ отрицательный. Но почему же так? И здесь нам отвечает всё тот же апостол Павел, но уже другим своим посланием — Первым посланием к Коринфянам, в котором есть такие слова: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2:9). Бог предопределил нас не к страданию, а к блаженству, тому блаженству, о котором мы не в состоянии и помыслить, история христианской святости доказала, что это блаженство и было целью творения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поможем молодой маме восстановиться после инсульта

Долгое время Ирина мечтала о простом — самостоятельно встать с кровати и отчётливо сказать мужу, сыну и дочке: «Я вас люблю». Только это желание казалось ей недостижимым...
Весной 2023 года у молодой мамы из Тверской области случился инсульт. Помощь пришла не сразу, потому что семья живёт в сельской местности. Было упущено время, из-за чего Ирина оказалась в тяжёлом состоянии — потеряла способность двигаться и говорить.
Но семь месяцев назад в жизни женщины и её семьи появился фонд «Ясное дело». Оплатил дорогостоящее обследование и профессиональную реабилитацию, которая привела к первым заметным результатам. А главное — фонд подарил Ирине веру в то, что всё ещё можно изменить, а её сыну и дочке — возможность снова оказаться в крепких объятиях мамы.
Сегодня Ирина делает большие успехи: ходит при помощи ходунков и читает вслух. Она снова шутит, пишет стихи, рассуждает о будущем и хочет найти удалённую работу. С поддержкой фонда «Ясное дело» Ирина обрела уверенность в том, что рядом есть неравнодушные люди, готовые прийти на выручку в трудный момент. Это придаёт ей сил бороться дальше. Сейчас женщине важно пройти новый курс реабилитации. Только так она сможет вернуться к привычной жизни. А ещё ей нужно начать самостоятельно выходить на улицу и гулять, поэтому семье необходимо арендовать квартиру на первом этаже, вместо пятого.
Каждый шаг Ирины на пути к выздоровлению — результат огромного труда. Помочь молодой маме, которая восстанавливается после инсульта, можно на сайте фонда «Ясное дело», где открыт для неё сбор.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Добрая кисточка». Нина Пирогова

У нас в студии была реставратор, иконописец Нина Пирогова.
Мы говорили об истории и восстановлении нескольких необычных храмов в Каменском районе Пензенской области, а также о волонтерском проекте «Добрая кисточка», который объединяет неравнодушных людей, стремящихся сохранить святыни православия и памятники храмового зодчества.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о необычных инициативах, направленных на сохранение духовного, исторического и культурного наследия.
Первая беседа с участниками вокального ансамбля «Антик» Анастасией Сысоевой и Михаилом Голотвеевым была посвящена привлечению внимания к разрушающимся храмам через музыку (эфир 22.09.2025)
Вторая беседа с режиссером Николаем Котяшем была посвящена фестивалю деревенского кино «Печка» (эфир 23.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер