
Весной 1551 года Иван Грозный завоевал и присоединил к русским землям Казань. Там была учреждена новая епархия — Казанская. Еще не избранному Казанскому архиепископу предстоял огромный труд по христианскому просвещению новых земель. Поэтому его решили избрать весьма необычным способом — через жребий.
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Труд, равный апостольскому, предстоит Казанскому архипастырю. Нужно избрать самого достойного!
АРХИЕРЕИ:
— Вспомним святых апостолов! Как они после Вознесения Господа по жребию избирали себе место служения, так поступим и мы!
МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ МАКАРИЙ:
— Напишите имена самых достойных, положим их в алтаре на престол и помолимся!
После молитвы Московский Митрополит взял с престола листок с именем. Там было написано: «Гурий, игумен Селижаровский».
Небогатый дворянин Григорий Руготин, уроженец знаменитого села Радонеж, не знал и не ведал, какой высокий жребий ожидает его. Он служил управляющим у богатого князя Пенькова. Будучи добрым христианином, Григорий исправно нес службу, работал на совесть. Его честность служила укором другим слугам, и они оклеветали молодого управляющего, обвинив его в любовной связи с княгиней. Разгневанный князь даже не стал производить расследования, и запер ни в чем не повинного Григория в подвале. Однажды к маленькому окошку в стене темницы сумел пробраться друг Григория, и стал его утешать. На это страдалец ответил:
ГРИГОРИЙ:
— Знаешь, друже, сначала я сильно роптал, безвинно сидя здесь взаперти на холодном полу. Но потом подумал: а ведь мученики терпели гораздо большее, будучи святыми. Для моей же грешной души здесь самое место.
ДРУГ:
— Но ведь холод и сырость погубят твое тело!
ГРИГОРИЙ:
— Напротив, для тела в моем положении я тоже вижу пользу. На воле мне приходилось обуздывать его, и прилагать к этому немало усилий. Темница же избавила меня от всех соблазнов плоти и помогает молитвой и покаянием готовиться к вечности. А для чего же еще жить на земле, как не для этого?
ДРУГ:
— Позволь мне хотя бы приносить тебе более сытную пищу!
ГРИГОРИЙ:
— Благодарю, но еды мне здесь хватает. О другом тебя попрошу: приноси мне чернила и бумагу. Я всегда мечтал учить детей грамоте, и вот, похоже, Бог дал мне возможность этим заняться.
Теперь кроме молитвы у Григория в его темнице появилось еще одно дело: он стал писать маленькие азбуки для обучения детей чтению. Друг продавал их на рынке. Вырученные деньги он по распоряжению Григория раздавал нищим.
Григорий дал обет: если получится живым выбраться из заточения, стать монахом. Освободившись, он остался верен своему намерению: взял с собой только икону Божией Матери, и отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь Московской губернии где и стал послушником. Вскоре его постригли в монашество с именем Гурий. Прошло время, за благочестивую жизнь его поставили игуменом монастыря. Девять лет Гурий был старшим над братией, но из-за болезни ушел на покой и жил здесь же в монастыре простым монахом. Однако, от настоятельских трудов ему удалось отдохнуть недолго: спустя два года Гурий принял на себя управление Селижаровым монастырем в Тверской епархии. Отсюда он и отправился в Москву, внезапно вызванный митрополитом Макарием по важному делу.
И вот снова в жизни Гурия случился внезапный поворот: из настоятеля небольшого монастыря он стал Казанским архиепископом. Но и тут он больше всего заботился о своем любимом деле — просвещении.
Даже в путешествии на свою епископскую кафедру Гурий проявил себя как миссионер. Из Москвы он отправился в путь на корабле, и в каждом городе, где останавливался, молился в храмах и проповедовал. Продолжил он свою проповедь и в Казани. Каждый воскресный и праздничный день архиерей неизменно обращался к своей пастве с наставлением в христианской жизни. Служени святителя было очень трудным и опасным. Иноверцы, жившие на вновь присоединённых землях, относились к Церкви враждебно. Все свои силы Гурий направил на то, чтобы в его епархии царили мир и любовь, и не было столкновений между людьми, исповедовавшими разную веру. Чтобы миссионерское дело развивалось успешнее, святитель основал школу, где детей учили читать, писать и понимать Священное Писание.
За те восемь лет, что святитель возглавлял Казанскую епархию, было построено четыре монастыря, при каждом из которых работала школа. Когда архиепископ тяжело заболел и уже не мог сам ходить, его до самой смерти по праздникам приносили в храм, где он продолжал проповедовать народу:
ГУРИЙ:
— Братья! Да будет вам известно, что силы души растут по мере того, как ущемляется тело. Не бойтесь страданий, потому что время нашей жизни — это время подвига. Все вознаграждение мы получим в будущем. Но небесные радости будут дарованы только тому, кто трудился ради них на земле. А какими они будут, мы можем узнать уже и сейчас. Ведь и сейчас бывают у нас на сердце минуты радости и умиления, и это только слабый отблеск благ, ожидающих тех, кто на земле возжелал Неба.
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О почитании Калужской Иконы Божией Матери

Сегодня 15 сентября. День памяти Калужской Иконы Божией Матери.
О её почитании — священник Захарий Савельев.
Пресвятая Богородица изображена в момент чтения. И действительно, это особенный образ Божией Матери, ведь даже на этой иконе виден процесс чтения. И, в общем, этот образ являет собой наказ читать, наказ просвещаться и, самое главное, конечно же, молиться. То есть такое чудотворное изображение Престо-Богородицы учит нас и труду, и молитве.
В наше непростое время образ Престо-Богородицы посетил всю Калужскую землю. В самые тяжёлые моменты истории нашего государства этот образ защищал калужан. Это случалось и во время 1812 года. Во время холеры в конце XIX века этот образ Божией Матери также избавил Калугу от этого страшного поветрия.
И в наше сегодняшнее непростое время также Пресвятая Богородица своим молитвенным заступничеством и чудом, явленным в этом иконографическом изображении, не оставляет верующие сердца и, опять же, призывает нас всех молиться, трудиться и просвещаться.
Все выпуски программы Актуальная тема