В тысяча девятьсот шестьдесят втором году турист из Америки осматривал древнее городище на холме Хацор в Израиле. Рекламные проспекты для путешественников уверенно называли его Библейским городом Хацор, не раз упомянутым в Ветхом Завете. И всё же археологи, работавшие на этих раскопках с двадцатых годов, на сто процентов разделить такую уверенность пока не могли, поскольку ни одного артефакта, прямо подтверждавшего это, они пока не обнаружили.
Американский турист бродил среди обломков древних каменных стен. Вдруг его нога за что-то зацепилась. Из песка торчал плоский кусок камня, испещрённый какими-то мелкими значками. Американец показал свою находку работавшим неподалёку археологам. Они очистили камень от песка и пыли, и буквально обомлели: перед ними лежала клинописная грамота, в которой упоминалось название древнего города - Хацор! Возраст артефакта подтверждал: найденное городище – действительно тот самый библейский Хацор.
Комментарий эксперта:
В Библии упоминание Хацора встречается в ветхозаветной книге Иисуса Навина. Это был главный город Ханаанского царства, на завоевание которого израильтяне отправились во главе с Иисусом Навином, и по какой-то причине единственный из всех, который был ими уничтожен. Вот как об этом свидетельствует одиннадцатая глава Книги: «Иисус (Навин) взял Хацор, и царя его убил мечем (Хацор же прежде был главой всех тех царств). И побили все дышащее, что было в нем, мечем, предав заклятию, как повелел Моисей, раб Господень. Впрочем, всех городов, лежавших на возвышенности, не жгли израильтяне, кроме одного Хацора, который сжег Иисус Навин".
Найденная столь неожиданным образом табличка вдохновила учёных на новые исследования. Полученные данные превзошли все ожидания: анализ показал, что обнаруженные в ходе раскопок строения подверглись значительному разрушению около тысяча двести пятьдесят восьмого года до нашей эры, что вполне совпадает по времени с событиями, описанными в книге Иисуса Навина.
Археологи продолжили раскопки на холме Хацор, и вскоре обнаружили ещё один любопытный артефакт – довольно хорошо сохранившиеся городские ворота, примыкавшие к фортификационным укреплениям. Профессор Иегуэль Ядин, руководивший экспедицией с начала пятидесятых годов, отметил их поразительную схожесть с воротами, найденными ранее при раскопках в Мегиддо и Гезере. Все три находки были датированы десятым веком до нашей эры – временем правления Царя Соломона. О том, что Соломон активно занимался строительством этих трёх городов, говорит и Библия.
Комментарий эксперта:
В девятой главе Третьей Книги Царств есть эпизод, повествующий о том, что Царь Соломон ввёл специальный налог для того, чтобы получить средства на строительство Иерусалимского Храма, а также на восстановление и укрепление некоторых городов царства: «И вот распоряжение о подати, которую наложил царь Соломон, чтобы построить храм Господень и дом свой, … и стену Иерусалимскую, Хацор, и Мегиддо, и Гезер".
Документальные подтверждения существования Хацора археологи находили и раньше. К примеру, в так называемых египетских «Текстах проклятия», датированных девятнадцатым веком до нашей эры, он упоминается и описывается как политический центр и крупный торговый город. Находки экспедиции профессора Иегуэля Ядина не просто подтвердили эти факты, а сделали для истории гораздо большее – освободили из древних песков Хацора живую память о Библейских героях.
«Сохранение семьи». Протоиерей Федор Бородин

Гостем программы «Семейный час» был протоиерей Фёдор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке.
Разговор начался с размышлений о причинах разрушения семьи и привёл к рассуждению о том, как сохранить брак по-христиански. Отец Фёдор говорил, что любовь — это не чувство, а воля отдавать себя другому, и что именно труд, терпение и общая молитва позволяют супругам проходить трудности вместе.
Прозвучала мысль, что венчание — это не обряд, а начало пути, в котором каждый день — служение. Гость напомнил, что в браке важно не искать, кто прав, а уметь быть рядом, покрывать и прощать. Он привёл пример женщины, которая долгие годы ухаживала за парализованным мужем, и назвал её счастливой в служении. Сам он сказал: «Я приезжаю домой, как в рай», — так он видит свою семью после 33 лет брака.
Отец Фёдор говорил о заблуждениях, когда люди обращаются к психологии без Евангелия. Он подчеркнул, что в основе брака — молитва, любовь и работа над собой.
Этот выпуск — о пути супругов, о борьбе за единство и о том, как любовь становится делом всей жизни.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Семейный час
«Воспитание и душевные травмы». Жанна Трифонова

В программе «Пайдейя» на Радио ВЕРА совместно с проектом «Клевер Лаборатория» мы говорим о том, как образование и саморазвитие может помочь человеку на пути к достижению идеала и раскрытию образа Божьего в себе.
У нас в студии была Вице-президент Международной и Российской Макаренковской Ассоциации по международным отношениям Жанна Трифонова.
Разговор шел об ошибках родителей в воспитании, которые могут приводить к душевным травмам детей, как такие ошибки не допускать и как исправлять.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Пайдейя
Западня

В далёкие времена жили-были и дружили Лиса, Олень и Ворона.
Каждый день на рассвете они отправлялись в разные стороны в поисках пропитания, а вечером снова собирались вместе и рассказывали друг другу, где чем можно поживиться.
Однажды Лисе не повезло: целый день искала она добычу, но ничего не нашла. Голодная, злая вернулась она на поляну, смотрит, а её друзья — Олень и Ворона— о чём-то весело беседуют. Позавидовала им Лиса: вот же кому везёт! Олень повсюду находил траву, и каждый день возвращается домой довольный. А Вороне — да много ли ей надо?
Задумала Лиса погубить Оленя и вступила в разговор:
— А я сегодня видела на краю леса отличное пастбище. Трава там вкусная-превкусная. Ступай-ка ты, Олень, завтра туда.
Поверил Олень и на завтрашний день пошёл искать пастбище на краю леса. Шёл он, шёл и пришёл в поле, где росла густая рожь. Обрадовался Олень, захотел полакомиться, и попал в поставленный стариком-крестьянином капкан.
Вечером Лиса и Ворона вернулись на поляну, а Оленя всё нет и нет. Забеспокоилась Ворона и спрашивает Лису:
— Куда это наш друг Олень запропастился?
— На дальнее пастбище с утра пошёл, — отвечает Лиса. — Наверное, так наелся вкусной травы, что встать не может, там и улёгся спать.
— Надо его разбудить, — сказала Ворона.
— Навряд ли ты его добудишься, — говорит Лиса. — Но если хочешь свежего мяса — лети, а я приду за тобой следом.
Полетела Ворона на ржаное поле, видит: Олень попал в западню. Рвётся из капкана, кровью истекает — уже чуть живой.
— Давай вот что сделаем: я полечу к хозяину поля, сяду на крышу его юрты и буду кричать: «Готовь верёвку, олень в западне», — говорит Ворона. — Старик тут же прибежит, а ты не шевелись. Он подумает, что ты уже не дышишь, освободит тебя из капкана. А когда сядет рядом отдышаться и достать мешок, ты вскакивай и беги что есть мочи.
Полетела Ворона к дому, где жил старик-крестьянин, и начала громко каркать: «Готовь верёвку, олень в западне!» Выскочил старик из юрты, в чём был, и бросился на поле. Видит: лежит прекрасный олень и не шелохнётся, словно мёртвый. Обрадовался старик хорошей добыче, открыл капкан, и присел после быстрого бега передохнуть. Тут Олень вскочил и пустился наутёк.
Старик снова настроил западню и пошёл домой ни с чем, ругая себя за ротозейство.
Догадался Олень, что коварная Лиса нарочно его на поле заманила, и решили они с Вороной подальше от неё поселиться, в другом месте жить.
Подождала Лиса, и тоже на дальнее пастбище побежала. Бежит она, по сторонам не смотрит, прикидывает про себя: может, заодно ей и Ворону схватить? Так с ходу и угодила в западню, которую крестьянин в другое место переставил.
Стала Лиса звать на помощь, да только кого?
Кто друзей предаёт, тому не на кого рассчитывать в беде.
Дружбой дорожить надо.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки