
Фото: Viktor SOLOMONIK / Unsplash
В юности я нечасто заходила в храм. И хотя где-то в глубине души чувствовала себя христианкой, почему-то, оказываясь недалеко от православной церкви, всегда находила множество причин, из-за которых каждый раз проходила мимо. «Зачем тратить время и куда-то ходить, если Бог и так видит, что я в Него верю,» — говорила себе. Наверное, я была не одинока в этих заблуждениях, ведь фразы «Бог у меня в душе» или «Молиться можно и дома» уже, можно сказать, стали крылатыми. Но Господь через людей и обстоятельства показывает нам, где найти подлинную веру, любовь и благодать. Порой даже в каком-то коротком диалоге с верующим человеком может открыться что-то важное, что приближает к верному пути. Например, однажды моя верующая знакомая высказала такую мысль: «Мы — люди земные, из плоти и крови, а значит, одной мысленной молитвы мало. Нужно произвести какое-то физическое действие, потрудиться, прийти, поклониться, поучаствовать в молитве с другими, тогда Бог нас услышит». Идея показалась мне интересной и запомнилась. А когда я стала певчей, услышала одно короткое песнопение, в котором эта мысль отражена. Звучит оно в начале каждого вечернего богослужения, а ещё читается или поётся в составе других богослужений и дома, в келейной молитве. Давайте поразмышляем над текстом этого песнопения и послушаем его в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери Орской епархии.
Текст его понятен и без перевода на русский язык. По-церковнославянски песнопение звучит так: «Приидите, поклони́мся Царе́ви (то есть Царю) нашему Богу. Приидите, поклонимся и припаде́м Христу, Царе́ви нашему Богу. Приидите, поклонимся и припаде́м Самому Христу, Царе́ви и Богу нашему».
Текст песнопения «Приидите поклонимся» буквально призывает помолиться Богу. История возникновения этого текста уходит корнями в древнюю Грузию. В 6-м веке на эту землю из Сирии пришёл монах-отшельник Шио Мгвимский и основал монастырь, братья которого жили каждый в своей каменной келье — пещере. И собирались вместе только на богослужения. Настоятель монастыря начинал службу молитвой: «Приидите, поклонимся», призывая таким образом братию с молитвой обратиться ко Христу. Возможно, именно поэтому в наши дни сохранилась традиция исполнения этой молитвы священнослужителем в начале вечерней службы накануне воскресения. И если её поёт священник, то в конце добавляется ещё одна, четвёртая строчка: «Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Ему».
Во время молитвы «Приидите поклонимся» верующие осеняют себя крестным знамением и делают поясные поклоны. Ведь и в самом деле, раз мы земные люди, необходимо прилагать физические усилия, потрудиться, чтобы послужить Богу. Дойти до храма в воскресенье, не полениться и навестить больных и страждущих. Настоящая молитва требует сил, но и ответ не заставит себя ждать — Господь пошлёт и утешение, и вдохновение, и энергию на наши новые свершения на пути к подлинной вере.
Давайте ещё раз послушаем песнопение «Приидите поклонимся» в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери и пусть эта молитва станет для нас призывом встать и сделать какое-нибудь доброе дело.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Учебники для детей из новых регионов России

Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви заботится о духовно-нравственном воспитании детей и молодёжи. Сейчас отдел особенно поддерживает новые регионы, где есть необходимость в качественном преподавании основ православной культуры. Местным школам и педагогам не хватает материалов и знаний, связанных с предметом.
«Мы своими силами восполняем те пробелы и потребности в материалах, которые есть, — рассказывает Елена, педагог из Луганской области. Разрабатываем пособия, рабочие тетради, что крайне сложно. Поэтому рады любой помощи. Конечно, для того чтобы полноценно преподавать „Основы православной культуры“, нужны учебники, которые можно раздать каждому ученику. Но у школ просто нет возможности их приобрести».
Поэтому Синодальный отдел по религиозному образованию и катехизации Русской Православной Церкви объявил сбор на учебники по основам православной культуры для школ Донецкой и Луганской Народных Республик, а также для Запорожской и Херсонской областей. Эти учебные пособия помогут учителям донести до детей знания об истории, культуре и духовных ценностях нашего народа.
Всего необходимо закупить более 18 000 экземпляров для младших классов. Часть учебников приобретёт фонд «Мои друзья».
Вы можете принять участие в этом важном деле. Для этого переходите на сайт фонда и сделайте любой благотворительный взнос. Либо отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой через пробел. Например, «Друзья 500».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Русские композиторы и церковная музыка». Алексей Корнев, Евгений Тугаринов

У нас в студии были председатель Ярославского регионального отделения Всероссийского хорового общества Алексей Корнев и регент, кандидат искусствоведения, руководитель проекта «Русские регенты» Евгений Тугаринов.
Разговор шел о том, как великие русские композиторы обращались в своем творчестве к церковной музыке.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ о русской церковной музыки.
Первая беседа с Евгением Тугариновым была посвящена разным школам русского церковного пения в мире в 20-м веке (эфир 29.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Михаилом Дудко и Евгением Тугариновым была посвящена богословию и смыслам церковного пения (эфир 30.09.2025)
Третья беседа со священником Александром Лаврухиным и Евгением Тугариновым была посвящена тому, что и как поют в храмах (эфир 01.20.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Вера и дело». Владимир Камышов

Гостем рубрики «Вера и дело» был директор по персоналу, эксперт по оранизационному развитию Владимир Комышов.
Мы говорили о том, как христианские ценности помогают формулировать сверхзадачи организации и выстраивать взаимодействия с сотрудниками и их мотивацию.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова