
В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам».
О духовных соблазнах — игумен Назарий (Рыпин).
Здесь речь идёт не о бытовых соблазнах, которые так или иначе, конечно, возникают у нас, но о тех больших соблазнах, которые позволяют выявить искусных, которые дают венцы мужественным последователям и верным Христу. Вот об этих соблазнах здесь прежде всего идёт речь.
И не случайно Христос говорит: «Горе миру от соблазнов», потому что эти соблазны будут губить очень-очень многих. Это те соблазны, которые осознанно создаются определённой группой людей для того, чтобы бороться с Богом, по сути, и уловлять тех, кто не утверждён в вере, не утверждён в добродетели.
«Но надобно прийти им», — говорит Христос, именно потому что благодаря этим соблазнам выявляются верные, мужественные и искусные. И конечно же, если мы живём во Христе, то этот соблазн, хоть и приходит, но он помогает нам держаться за Бога, не забывать о Нём, чтобы противостоять этому соблазну.
Не случайно старец Амвросий говорил о праведном Лоте, что пока он был в Содоме, он был праведным, а когда вышел из Содома, то пал с дочерьми, потому что, видимо, душа, очевидно, его расслабилась в этом уже спокойном состоянии.
А касаемо соблазнителей, Священное Писание говорит нам, что их место будет в Огненном озере, но не нам их судить — это уже дело Божие и Его право как Судьи судить живых и мёртвых.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Воскресение Христово видевше»

Фото: Jonathan Borba / Unsplash
На моём пути к вере, как, наверное, и у многих, бывают взлёты и падения. Бывает ощущение абсолютной благодати, тихой радости на сердце, желание обнять весь мир. А бывает и так: в храм идти не хочется и даже молитвы не читаются, тяжело. Душа будто черствеет, ничего не чувствует... А самое страшное то, что в голову начинают закрадываться сомнения в реальности евангельских событий. В один из таких моментов я буквально заставила себя прийти в храм на субботнюю вечернюю службу. И душа получила облегчение, когда я услышала давно известное песнопение — «Воскресение Христово ви́девше». Оно поётся обычно на каждой вечерней службе накануне воскресенья после чтения Евангелия. Давайте поразмышляем над текстом песнопения и послушаем его отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии.
Первая часть молитвы в переводе на русский язык звучит так: «Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христу́! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твоё воскресение; ибо Ты — Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твоё призываем». Вот как этот фрагмент звучит на церковнославянском языке: «Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем».
Вторая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «Приди́те, все верующие, поклони́мся святому Христову Воскресению, ибо через крест Его настала радость для всего мира. Всегда восхваляя Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, Своею смертью Он уничтожил смерть». По-церковнославянски вторая часть молитвы звучит так: «...Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру, всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́».
Казалось бы, я множество раз слышала и сама пела эту молитву. Но именно в тот, самый нужный для меня момент, во время слов «поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному...» сердце моё сжалось. Единственный на земле безгрешный Человек, Сын Божий, был подвергнут таким страшным страданиям... За что Его мучили? Зачем терзали? В ту секунду я осознала, до чего может довести окаменелая бесчувственность, чёрствость души. Стали вспоминаться ситуации, в которых я проявила себя грубо или высокомерно, кого-то, возможно, обидела. Порой я могла и не заметить этого... Особенно в общении с теми, кто слабее. Например, с детьми, которые в силу возраста зависимы от нас, взрослых.
Мы все, те, кто живёт в 21-м веке, не видели евангельских событий. Но через чтение отрывков из Евангелия и через тексты песнопений, мы снова и снова будто становимся свидетелями того, что происходило во времена Христа. Переживаем вместе с Ним и Его учениками и страшные, и радостные моменты. И пусть не всегда получается быть примерным христианином и как следует молиться, главное — не черстветь душой и никогда не отчаиваться.
Давайте послушаем песнопение «Воскресение Христово видевше» полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
4 августа. О смысле Божьего наказания

В 11-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осуждёнными с миром».
О смысле Божьего наказания — священник Стахий Колотвин.
Бог абсолютно един, и нет никакого противоречия, которое может нам, людям, разделённым грехом, казаться, что — как же может быть любящий Отец — всепрощающий и справедливый судья?
И в том, и в другом проявлении Господь показывает нам максимальную заботу. И поэтому, когда Он нас сейчас судит, когда не откладывается суд над нами до момента Страшного суда, то, как апостол Павел говорит, а преподобный Ефрем Сирин размышляет, это в нашу пользу, потому что мы имеем возможность исправиться.
Если ты не исправился сейчас, то на Страшном суде уже поздно. Господь говорит — не знает тебя. А если Господь тебя знает, если Господь видит, что ты хочешь Его узнать, то Он обязательно даст тебе возможность в этой земной жизни: и первую, и вторую, и, может, 131-ю возможность исправиться.
Но порой, увы, мы настолько грешны, настолько любим себя, настолько погрязли в своих заблуждениях и не хотим исправляться, что Господу приходится нас наказывать.
Но, как сказано ещё в Ветхом Завете: «И наказание Твое исправи мя в конец, и наказание Твое томя научи». Это наказание — не кара какая-то, «наказ» — это некоторое наставление, это некоторые указания, это подсказка, как выбраться.
Вот, можно сказать, Господь нам указывает, как сделать следующий шаг, именно нам — личная такая консультация от Творца неба и земли, чтобы приблизиться к Нему, приблизиться к райской вечной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 августа. О мировоззрении Сергея Трубецкого

Сегодня 4 августа. В этот день в 1862 году родился русский религиозный философ и общественный деятель князь Сергей Трубецкой.
О его мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Труд Сергея Трубецкого говорит о том, что христианство — поистине богооткровенная универсальная религия. И только в устремлении ума и сердца человеческих ко Христу душа человеческая обретает истинное ведение и истинное знание о сущем.
Отрицая Христа, Бога, Слово, человек погружается де-факто, по необходимости, в абсолютный мрак фантазий, произвольных построений и представлений о мире и о человеке, чем и грешит.
Оторванный от христианских корней немецкий идеализм, Сергей Николаевич Трубецкой — религиозный православный мыслитель. Ректор Московского университета резко был против студенческих волнений, инициированных в начале XX века либеральной публикой. Провожали его в путь всея земли сотни и тысячи людей.
А мы с вами призваны изучать наследие русских религиозных философов, чтобы и самим не попадаться в сети материализма и прочих «-измов», цель которых одна — украсть у человека истинное богопознание и любовь к Спасителю Иисусу Христу.
Все выпуски программы Актуальная тема