
Гал., 200 зач., I, 11-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для каждой эпохи характерны свои уникальные вызовы и проблемы. В эпоху жизни апостола Павла, помимо всех прочих сложностей, очень важное место занимала проблема соотношения закона Ветхого Завета и веры во Христа. Церкви было важно найти ответ на вопрос о том, должны ли христиане для своего спасения соблюдать древний закон Моисея. Апостол Павел был убеждён в отрицательном ответе на этот вопрос, однако далеко не все христиане были согласны с апостолом, а потому ему приходилось отстаивать свою точку зрения. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит отрывок из 1-й главы Послания апостола Павла к Галатам, в этом отрывке Павел говорит о самом себе, дабы его адресаты поняли, что мысли апостола — это не его личные мысли, это то, что он принял от Христа, а потому и позиция апостола Павла не может быть ошибочной.
Глава 1.
11 Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое,
12 ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа.
13 Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее,
14 и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий.
15 Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил
16 открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам,- я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью,
17 и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.
18 Потом, спустя три года, ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать.
19 Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня.
Легко заметить, что апостолы о себе самих почти ничего не писали; всё то, что касается их личной жизни, появлялось в апостольских посланиях лишь вследствие миссионерской необходимости. Так обстоит и с прозвучавшими только что словами Послания апостола Павла к Галатам. Павел написал о своём призвании к апостольскому служению для того, чтобы адресаты его послания поняли, что Павел — не какой-то самозванец, каким его хотели представить враги апостольского учения; Павел — самый настоящий апостол, ведь он избран Христом, а не кем-то иным. При этом Павел не стал скрывать и обстоятельства своей прежней жизни: он честно сообщил, что ранее «жестоко гнал церковь Божию и опустошал её». Здесь же Павел написал и о том, что был «неумеренным ревнителем отеческих [...] преданий».
Последнее замечание — про павлово юношеское отношение к «отеческим преданиям» — имеет большое значение в контексте той мысли, которую он стремится донести. Павел не только апостол, но он ещё и знаток закона Моисея; более того, в его жизни был период, когда он чрезвычайно ревностно относился к исполнению этого закона, полагая через это обрести благодать Божию. Однако оказалось, что жизнь по всей строгости закона не способна привести к чему-либо, кроме тех слов, которые Павел услышал от Христа в момент своего призвания к апостольству: «Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна» (Деян. 9:5). Понимание того, что спасти человека может лишь Христос, было у апостола Павла двояким: во-первых, из личного опыта общения со Спасителем; во-вторых, из опыта ревностной жизни по закону Ветхого Завета. Вряд ли у кого-то был схожий с павловым опыт, а потому и слова апостола имеют особую ценность как свидетельство того, на что христиане должны обращать своё внимание — не на законы Ветхого Завета и не на правила иудаизма, а на закон Христов, который записан не буквами, а Духом Святым в сердцах верующих.
Конечно, большинство современных христиан отнюдь не стремятся исполнять закон Ветхого Завета, но мы понимаем, что различные правила и предписания нас по-прежнему буквально завораживают; мы ищем ту инструкцию, следование которой обеспечит нам благополучное настоящее и спасительное будущее. Однако такой инструкции попросту не существует; есть лишь благодать Божия, способная привести нас ко спасению. Но благодать не подчиняется никаким законам, она их несопоставимо выше, а потому и законы наши нужны лишь для того, чтобы не ошибиться и не уйти от Христа в совсем иную сторону.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Нежный возраст»

«Нежный возраст». Россия, режиссёр Валерий Исаков
— Кир, скажи мне откровенно, как матери. Нельзя ли сделать так, чтоб ты ещё поучился?
— Нельзя, мам. Я теперь выучился всему, что надо.
— Ну хотя бы месяца три. Может быть, за это время война и...
— Нельзя. Теперь мой черёд.
Конец декабря 1944-го года. Красная армия вытеснила врага за пределы нашей Родины и освобождает Европу — Болгарию, Румынию, Польшу. В это время выпускники Томского артиллерийского училища, бывшие одноклассники, а теперь — младшие лейтенанты, Кир Лопухов и его товарищ Алёша Мамыкин возвращаются в родную Москву. В ближайшие дни им предстоит получить распределение. Парни уверены, что их направят в действующую армию, на фронт. Ведь они — военные. И должны защищать Отечество, пусть даже теперь, когда понятно, что до полной победы над врагом осталось совсем недолго. Они хотят успеть внести свой вклад в эту Победу. А родные, конечно, хотят, чтобы молодые люди остались дома. Чтобы им не довелось столкнуться с войной в столь нежном возрасте...
«Нежный возраст» — именно так называется лента, фрагмент из которой мы услышали в начале нашей программы. Фильм снял режиссёр Валерий Исаков в 1983 году по одноимённому автобиографическому роману писателя Александра Рекемчука. Журнал «Спутник кинозрителя» так писал о картине в год её выхода на экраны: «В своём камерном, казалось бы, локальном фильме авторам удалось представить портрет целого поколения». Но ведь так оно и есть. Герои фильма — дети войны, юноши, которым в одночасье пришлось повзрослеть.
Мы как следует знакомимся с Киром и Алёшей, когда они учатся в школе, сидят за одной партой. На дворе 1941 год. Пока ещё его довоенные дни. Парни живут обычной мирной жизнью. Заканчивают 8-й класс и поступают в артиллерийскую школу. А потом начинается война.... Повествование в фильме нелинейное, оно то возвращает нас на несколько лет назад, когда герои, уже после артиллерийской школы, учатся в Томском военном училище. То снова, забегает вперёд, в конец 1944-го, когда младшие лейтенанты Лопухов и Мамыкин являются к командованию за должностным назначением. Оно становится для юношей большой неожиданностью и даже разочарованием...
— Где учились?
— Томское артиллерийское. До этого 4-я московская артспецшкола.
— Спецшкола? Вот вас-то мне и надо.
— Вы направляетесь в распоряжение начальника 4-й спецартшколы майора Зотова. Должностное назначение по прибытию на место. Ясно? Я спрашиваю, ясно?
— Так точно... Товарищ полковник! Разве мы для этого столько лет учились?
— Приказы не обсуждаются, их выполняют.
— Товарищ полковник, разрешите...
— Обращайтесь.
— Мы можем подать рапорт о назначении нас на фронт?
— Можете, можете! Согласно уставу, по команде. Устав изучали?
— Так точно.
— А теперь следуйте к месту назначения. Выполняйте.
Кир и Алёша были уверены, что отправятся на фронт. Но вот они снова в родной артиллерийской школе... Правда, теперь уже не учащиеся, а преподаватели. Рядом с близкими, в безопасности. Но каково при этом самим парням... Не понюхав пороху, они учат военной премудрости ребят, многие из которых уже воевали, и теперь сидят за партами с боевыми наградами на груди. Кир и Алёша, конечно, подали рапорты об отправке на фронт. Но успеют ли они повоевать за Родину? Не жалко ли им будет оставлять уже почти мирную жизнь, на которую у обоих наметились серьёзные планы? Об этом мы узнаем, посмотрев фильм Валерия Исакова «Нежный возраст».
В нём нет назидательных размышлений о долге и призвании. Есть просто юноши, «нежному возрасту» которых в силу обстоятельств, суждено продлиться считанные дни. Юноши, которые за эти считанные дни взрослеют, мужают и многое осознают. А вместе с ними — и мы.
Псалом 33. Богослужебные чтения

33-й псалом, который читается сегодня в храмах за богослужением, занимает исключительное место среди всех остальных псалмов: именно его читают и поют на каждом и вечернем, и утреннем богослужении. Давайте послушаем и затем поразмышляем, с чем связано такое особое место именно этого псалма.
Псалом 33.
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесём имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал, — и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.
17 Но лицо Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают праведные, и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьёт грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.
Центр всего псалма — призыв: «вкусите и видите, яко благ Господь». Псалом с разных сторон вращается вокруг этой центральной мысли: пока человек на своём собственном опыте не попробует, не вкусит плодов веры — никакие размышления, сомнения, доказательства, аргументы не будут достаточными ни для какого полноценного решения или умозаключения. Весь псалом — про опытное богопознание, и вот дальше — самое интересное!
В каких условиях этот псалом был написан и каков его контекст? Давид спасается от преследования царя Саула и оказывается в чужой земле, где при филистимском царе Авимелехе вынужден играть роль безумца. Под таким «прикрытием» безумия он обретает относительную безопасность: сумасшедших в древнем мире опасались как одержимых духом, от которого можно ожидать чего угодно и поэтому лучше не трогать и не обижать. Фактически, Давид манипулирует суеверием врага и тем самым превращает слабость в оружие. Поэтому у Давида появляется пауза, и он может перебраться в пещеру Адаллам, где и появится впоследствии этот псалом. К Давиду постепенно стекаются и другие обиженные Саулом — становясь своего рода малым семенем нового Израиля.
В псалме и отражается переход от паники, близкой к отчаянию, к глубинной уверенности в том, что Бог — не зол, не подл, не способен оставить и предать — и эта уверенность рождается не на уровне декларации или пожелания, а становится очевидностью: приблизившись к самому краю погибели, Давид неожиданным образом оказывается не только избавленным от трагического конца, но и получает определённые преимущества в борьбе со своими врагами — о чём даже мечтать не смел.
Вот что и рождает этот искренний, идущий из глубины сердца, восторг Давида и его вдохновенное восхваление Бога — которые в определённой мере передаются и каждому, кто читает или слушает этот псалом.
Так что, когда мы снова услышим этот псалом в храме, вспомним, насколько мрачным и, как казалось, беспросветным был контекст — в котором, словно яркий луч солнца, засветилось живое действие живого Бога!
Псалом 33. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 33. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 33. На струнах Псалтири
1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.
2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.
3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.
4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.
5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.
6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.
7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.
8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.
9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!
10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.
11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.
12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.
13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?
14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.
15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.
16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его - к воплю их.
17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.
18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.
19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.
20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.
21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.
22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.
23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.