
Кто такой библейский пророк? Скажу сразу, творение чудес и предсказывание будущего не являются обязательными, так сказать, компетенциями пророка. В его задачу входит возвещать людям правду Божию и самому жить в соответствии с ней. Впрочем, если нужно, библейские пророки могли и говорить о грядущих событиях. Как, например, царь Давид в псалме 109-м, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 109.
1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлёт Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесёт главу.
В Священном Писании упоминается особое духовное состояние — исступление. Оно представляет собой соединение человека с Божественной реальностью, в результате чего по сути не человек говорит от себя, а говорить и действовать начинает исключительно Бог. Подобное случалось редко. Но всё же случалось. И тот псалом, который мы с вами только что слышали, явно был составлен пророком Давидом в состоянии исступления. Ведь речь в тексте идёт не о привычных реалиях, а о событиях таинственных, ставших доступными людям только по прошествии веков.
Псалом 109-й говорит нам о событии пришествия в мир Сына Божьего — Христа Спасителя. Мы слышали только что такие слова: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня». Для ветхозаветного человека эти слова вызывали трудности с пониманием. Но после Рождества Христова всё стало на свои места. Тем более, что Сам Христос приводит слова Давида для подтверждения истинности Своего служения. В псалме говорится о том, что наряду с Богом-Отцом есть и Бог-Сын. Выражение «одесную», то есть — справа, указывает на равенство Отца и Сына, способности Сына быть полномочным представителем Отца.
Таинственно звучат и такие слова псалма: «из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твоё». При переводе греческой версии псалма данная фраза звучит так: «из чрева прежде денницы Я родил Тебя». Так подчёркивается не только равенство, так сказать, статуса Отца и Сына, но и Их предельное родство, соединённость. «Денница» в данном случае — это и первая звезда, зажжённая Богом на небосклоне, и первое творение Господа — пресветлый ангел, который поддался гордости и стал дьяволом. Таким образом, Сын Божий превосходит все творения Отца и является не созданием, но Творцом.
В отношении служения Сына Божьего Давид пишет: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». Мелхиседек — царь и священник истинного Бога, его однажды повстречал Авраам. Мелхиседек тогда благословил Авраама. Впоследствии в ветхозаветном храме служили потомки праведных Аарона и Левия, но существовало предание, что обещанный Богом Спаситель мира будет иметь иное родство. Дар освящения, благословения, которым Он будет обладать, превысит привычное ветхозаветным евреям священство. Так и получилось.
Господь Иисус происходил из рода Давида, а жертва, которую Он принёс, соединила разрозненные на тот момент Небо и землю. Об этой жертве в псалме таинстве говорится так: «Из потока на пути будет пить, и потому вознесёт главу». Эти слова означают следующее. Христос, являясь Богом, принял в полной мере человеческое естество. Только греха не принял. Но разделил с нами нашу боль, одиночество, скорбь. Он испил вместе с нами воды страдания, умер на кресте и душой дошёл даже до ада. Всё для того, чтобы воскреснуть, победив смерть, и вернуть нам рай.
Псалом 109. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 109. (Церковно-славянский перевод)
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.