
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Данное изречение приписывают Никола Буало, критику и поэту XVIII века — времени классицизма в искусстве. Это была эпоха стройности, порядка и правил. Поэтому и внутренняя речь понималась как аналог внешней, произносимой. То есть считалось, что сначала человек выстраивает мысль в голове, а потом высказывает её. Однако через два столетия учёные поняли, что с внутренней речью не всё так просто. Наверное, вы замечали, что подчас то, что внутри имело чёткие логические связи, оказывается нелегко высказать вслух.
В XX веке учёные выявили два формата внутренней речи: первый — это монолог, в котором каждая последующее предложение вытекает из предыдущего. Это вполне логичное высказывание, похожее на обычную речь, только без голоса. Пример этому — разговор литературных героев с самим собой. Вспомним текст принца Гамлета у Шекспира: «Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Смириться ль под ударами судьбы иль нужно оказать сопротивленье?»
А второй вариант — абстрактные, невербальные, то есть не выраженные словами мысли. Текст не проговорён внутренне, а существует в виде как бы сжатого в точку сгустка значений и смыслов. Интересно, что в этом случае неважно, на каком языке мы говорим. В состоянии такого мышления ещё нет языка как такового. И чтобы высказаться, необходимо пройти этап интерпретации, то есть преобразования этой точки в логичное и связное повествование. Однако так получается не всегда. Как же этому научиться? Умение переводить подобную речь во внешнюю вырабатывается с помощью книг. Ведь при чтении — особенно стихов — мы видим, каким образом автор формулирует и упорядочивает мысли, использует те или иные слова. Данный навык постепенно передаётся от писателя к читателю.
Второй нюанс, касающийся внутренней речи — это то, как мы обращаемся к себе, от чьего лица ведём диалог. Иногда это местоимение «Я»: «я напишу этот план, у меня получится, я сделаю эти упражнения». Встречается и другой вариант — человек использует второе лицо: «ты сможешь, не бойся» и так далее. Но лучше всего к подобным фразам добавлять важные для каждого православного христианина слова — «с помощью Божьей». Тогда это будет не только беседа с собой, но и общение с Богом.
Разговор, который мы ведём с самим собой, это сложнейший процесс. И важный элемент нашего самоощущения. Он помогает нам справляться с эмоциями, строить планы, принимать решения, моделировать общение с людьми. И в целом — понимать себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Суета и духовная жизнь». Прот. Григорий Крыжановский, Евгения Белонощенко, Сергей Комаров
В этом выпуске «Клуба частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, основательница сети развивающих клубов для детей Евгения Белонощенко и публицист, катехизатор, главный редактор издательства «Никея» Сергей Комаров размышляли о том, что такое суета, как она влияет на жизнь человека, в том числе, на ее духовную сторону.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема