
Кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Данное изречение приписывают Никола Буало, критику и поэту XVIII века — времени классицизма в искусстве. Это была эпоха стройности, порядка и правил. Поэтому и внутренняя речь понималась как аналог внешней, произносимой. То есть считалось, что сначала человек выстраивает мысль в голове, а потом высказывает её. Однако через два столетия учёные поняли, что с внутренней речью не всё так просто. Наверное, вы замечали, что подчас то, что внутри имело чёткие логические связи, оказывается нелегко высказать вслух.
В XX веке учёные выявили два формата внутренней речи: первый — это монолог, в котором каждая последующее предложение вытекает из предыдущего. Это вполне логичное высказывание, похожее на обычную речь, только без голоса. Пример этому — разговор литературных героев с самим собой. Вспомним текст принца Гамлета у Шекспира: «Быть или не быть? Вот в чём вопрос. Смириться ль под ударами судьбы иль нужно оказать сопротивленье?»
А второй вариант — абстрактные, невербальные, то есть не выраженные словами мысли. Текст не проговорён внутренне, а существует в виде как бы сжатого в точку сгустка значений и смыслов. Интересно, что в этом случае неважно, на каком языке мы говорим. В состоянии такого мышления ещё нет языка как такового. И чтобы высказаться, необходимо пройти этап интерпретации, то есть преобразования этой точки в логичное и связное повествование. Однако так получается не всегда. Как же этому научиться? Умение переводить подобную речь во внешнюю вырабатывается с помощью книг. Ведь при чтении — особенно стихов — мы видим, каким образом автор формулирует и упорядочивает мысли, использует те или иные слова. Данный навык постепенно передаётся от писателя к читателю.
Второй нюанс, касающийся внутренней речи — это то, как мы обращаемся к себе, от чьего лица ведём диалог. Иногда это местоимение «Я»: «я напишу этот план, у меня получится, я сделаю эти упражнения». Встречается и другой вариант — человек использует второе лицо: «ты сможешь, не бойся» и так далее. Но лучше всего к подобным фразам добавлять важные для каждого православного христианина слова — «с помощью Божьей». Тогда это будет не только беседа с собой, но и общение с Богом.
Разговор, который мы ведём с самим собой, это сложнейший процесс. И важный элемент нашего самоощущения. Он помогает нам справляться с эмоциями, строить планы, принимать решения, моделировать общение с людьми. И в целом — понимать себя.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Город Козельск
Есть в России такие места, о которых должен знать каждый, любящий свое Отечество, человек. Город Козельск в истории России может стоять в этом ряду одним из первых. Родившийся на год раньше Москвы, он не соперничает с ней столичным уровнем, а вот мужеством и стойкостью отличается с самых древних веков. Именно поэтому ему присвоено звание «Город воинской славы России». Но есть рядом с Козельском и то место, где куётся щит победы нашей страны на духовном фронте — это Оптина Пустынь. И в наши дни эти два, значимых для России, места, слились в одно целое.
О том, как поддерживал город Козельск Оптину, и как Мужской монастырь Оптина Пустынь в наши дни развивает этот «злой город», наша программа.







лето 2024 года


«Аксион Естин»
Все выпуски программы Места и люди