
«Поезд милосердия». Россия, режиссёр Искандер Хамраев
— Шесть лет служил в поезде Москва-Владивосток. Я бы мог продолжать там служить. Я сам попросился в санитарный поезд. Чтобы хоть чем-нибудь...
— В санитарном поезде дисциплина должна быть не меньше, чем в строю. Я даже так тебе скажу: что можно фронтовому человеку, нам нельзя, ни-ни! Мы должны быть ангелы. Мы — братья и сёстры милосердия.
Эти удивительные слова произносит комиссар санитарного поезда Данилов — герой художественного фильма «Поезд милосердия». Именно так в народе называли составы, которые перевозили раненых с фронта в тыл во время Великой Отечественной войны. Доктора экстренно оперировали прямо в вагонах, и годами жили на колёсах. Об этих людях, каждый день совершавших свой «тихий подвиг», в 1965-м году режиссёр Искандер Хамраев и снял картину «Поезд милосердия». В основу её сценария легла повесть Веры Пановой «Спутники». Писательница опубликовала её после того, как два месяца провела в командировке в составе санитарного поезда и совершила 4 рейса за раненными к местам боёв. Искандера Хамраева, тогда ещё начинающего молодого режиссёра, поразила искренность и человечность произведения Пановой. Он мечтал снять фильм о Великой Отечественной, и хотел сделать его именно таким — без масштабных батальных сцен и пафоса просто рассказать о людях, исполнявших свой долг, невзирая на личные переживания, беды и потери.
Таковы герои картины, каждый из которых попал в «поезд милосердия» своим особенным путём. Электрика Незвецкого по болезни не брали на фронт, а он хотел быть полезным Родине. Медсестра Лена проводила на фронт жениха, и сама не смогла остаться в стороне в тяжёлое для страны время. Комиссар Данилов мог получить бронь от мобилизации, но сознательно от неё отказался. Начальник санитарного поезда, доктор Белов, оставил в Ленинграде горячо любимую жену, а сын его, отношения с которым складываются непросто, воюет на фронте. По ходу киноповествования с помощью ретроспективы нам показывают, как жили герои фильма до того, как собрались вместе — такие разные — под крышей санитарного поезда.
И в этом тесном пространстве так ясно вдруг становится, кто из них, кто. Например, в одном из эпизодов врач по фамилии Супругов отказывается прийти к раненному, потому что обедает — мол, доктор тоже человек. И тогда на зов идёт начальник поезда, доктор Белов. Идёт, хотя только что получил известие о гибели жены и дочери под бомбёжкой в Ленинграде. Гениально, на мой взгляд, снята эта глубочайшая в своей драматичности сцена. Мы словно видим глазами Белова. Изображение перед камерой размывается, как бывает, когда взор застилают слёзы. На несколько секунд исчезают все звуки — доктор словно оглох. Но он не подаёт вида перед раненными и исполняет то, что должно. «Если у меня горе, почему другие должны страдать», — говорит Белов комиссару Данилову.
Медицинский персонал «поезда милосердия», действительно, становится для его пассажиров — раненых — командой ангелов хранителей. Которые спасают от смерти, утешают, возвращают надежду. Поразителен эпизод, в котором солдат с ампутированной ногой разговаривает с медсестрой Леной. Он подавлен, не видит будущего. И уставшая, несколько суток не смыкавшая глаз девушка находит для бойца простые, добрые, душевные слова:
— Хорошее имя — Лена. У меня тоже была Лена. Теперь за другого пойдёт...
— И совсем не факт, что за другого пойдёт.
— Пусть идёт. Я и сам к ней не вернусь — на деревяшке...
— Вы остались трудоспособный. И красивый. Никакая не деревяшка. Сделают вам протез. Будете в ботинках ходить. Ничего даже не заметно.
Картина «Поезд милосердия» напоминает нам, что война — это не только кровопролитные бои, бомбёжки и смерть. Это ещё и триумф человеческого духа, сострадания, самопожертвования. В одном из эпизодов фильма санитарный поезд прибывает на станцию, где находятся составы с ценными грузами. Наша армия тогда ещё отступала, и командование постановило эти вагоны взорвать — чтобы не достались врагу. Комиссар Данилов предлагает доктору Белову спасти хотя бы один — вывезти в тыл, подцепив к санитарному поезду. Конечно, двигаться из-за этого придётся медленней... Но доктор отвечает: «Вещи — дело наживное. Наш груз — самый ценный, не правда ли?». О ценности человеческой жизни там, где она подчас висит на волоске — потрясающий и нестареющий фильм Искандера Хамраева «Поезд милосердия».
Мыльные пузыри. Ольга Кутанина
Помню, когда я была ребёнком, нам с друзьями нравилось надувать мыльные пузыри! Баночек с раствором для них тогда ещё не продавали. Мы делали раствор сами. Натирали в воду мыло или разбавляли шампунь.
Чтобы надуть пузыри, надо было раскрутить шариковую, вынуть из неё стержень и закрутить обратно. Пустую ручку одним кончиком макали в мыльный раствор, а в другой — дули. Осторожно. Медленно. Пузыри не летели, как сейчас, целым роем. Они выдувались по одному и щеголяли радужными боками. А дети восхищались их размерами. Тот, кому удавалось надуть самый большой пузырь, становился героем.
Было и такое развлечение. Намазать гладкую поверхность мыльным раствором и выдуть большой пузырь на неё, так, чтобы он лежал и не лопался. Потом пропустить кончик ручки внутрь пузыря и надуть в нём второй пузырь, поменьше. Мы трудились, как мастера-стеклодувы. Это было настоящее искусство!
Я выросла. Теперь в магазинах можно купить разнообразные пластиковые баночки с мыльным раствором. Да каким! Дунешь — и летит несчётное множество пузырей! Это вам не шампунь! Дети визжат, радуются, догоняют, лопают. Сначала я была в восторге и подумала: сколько счастья! Замечательное изобретение!
Но потом стала замечать, что такая забава быстро надоедает. Минут пять порезвятся дети — и разбегутся играть в другие игры. Или вообще заскучают. Да и мне не так интересно, как в детстве.
Тогда я подумала, что только долгий и постепенный труд приводит к по-настоящему ценному результату.
Преподобный Макарий Великий учил: «Как сеятель сеет семя в землю и ждёт, когда оно взойдёт..., так и христианин, совершая заповеди, мало-помалу возрастает в святости».
«По работе еда вкусней», — прочитала однажды в сборнике «Пословицы русского народа» Владимира Даля. И правда! Когда мы хорошо потрудились, ценим плод нашего труда куда больше, чем то, что получили даром.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
8 февраля. О почитании новомучеников

Сегодня 8 февраля. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской.
О почитании новомучеников — клирик московского храма Сорока мучеников Севастийских в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский.
По воспоминаниям современников, большинство духовенства, ну или, по крайней мере, значительная его часть, Русской Православной Церкви в начале XX века, была очень далека в своей жизни от тех нравственных евангельских идеалов, к которым она должна была призывать себя и свою паству. И некоторые подвижники благочестия со скорбью говорили, что именно по этой причине падение нравов, и фактически для Церкви и для России нет спасения в будущем.
Но, как мы видим, громадное количество новомучеников, которые стали святыми в период гонений, говорит о том, что Церковь была, есть и будет живой, будет телом Христовым, и до скончания века не оскудеет в ней ни подвижничество, ни святость, ни мученичество.
А молиться новомученикам, тем, чьё житие вам близко, называть своих детей в честь новомучеников — это было бы очень хорошей традицией для современных поколений христиан.
Все выпуски программы Актуальная тема
8 февраля. О Поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову

Сегодня 8 февраля. О Поминовении всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, совершаемом Церковью в этот день, — настоятель храма блаженной Ксении Петербургской города Казани священник Александр Ермолин.
Сегодня мы особенно сугубо вспоминаем тех людей, которые пострадали за Христа в годы гонений. Это новомученики, исповедники Церкви Русской. И конечно же, их число гораздо больше, чем тех, кто был канонизирован, потому что многие пострадали за Христа, но мы не знаем их имён, мы не знаем их подвигов, а мы прекрасно помним, что святые — это в первую очередь пример для подражания.
И вот сегодня мы молитвенно обращаемся к тем, кто свят, кто просиял в этом подвиге. Мы просим у Бога прощения прегрешений, вольных и невольных, для тех людей, которые пострадали за Христа, но пока мы не признали их святости, они ещё пока для нас не являются такими примерами.
И конечно же, для нас с вами, спустя уже много времени после этих гонений, очень важно помнить, что бывают времена в истории Церкви, когда Господь тебя призывает быть свидетелем. Ведь именно так переводится слово «мученик». Вот это дословный перевод. И это очень важно.
И нужно помнить, что Господь всегда может дать такие возможности для мученичества, для исповедничества. А нам всегда нужно быть стойкими в вере и готовыми дать ответ внешнему миру о своей христианской вере.
Все выпуски программы Актуальная тема











