В тот момент, когда Христос умер на кресте, «земля потряслась и камни расселись» - то есть в скалах появились глубокие трещины. Так говорится в Евангелии от Матфея.
Эта яркая деталь евангельского рассказа заинтересовала ученых из Германского исследовательского центра геологических наук. В 2012 году немецкие специалисты с помощью современных методов попытались выяснить – говорит евангелист о реальных природных явлениях, происходивших в действительности, или просто использует яркий образ для того, чтоб подчеркнуть драматизм ситуации?
После ряда исследований геологи Маркус Шваб и Ахим Брауэр смогли доказать, что в момент смерти Спасителя в Палестине и в самом деле произошло землетрясение.
Мнение эксперта:
Во время исследований вертикальных срезов донных отложений Мертвого моря, обнаружился интересный феномен: некоторые залегающие снизу и более плотные слои почвы периодически набегают на верхние - менее плотные и более молодые. Это приводит к образованию волнообразных узоров. Причиной такого перемешивания донных слоев Мертвого моря могли стать встряски, вызванные подземными толчками.
Донные осадки имеют структуру годичных слоев – подобно годовым кольцам на срезе дерева. По ним можно довольно точно провести датировку. Мертвое море в северной его части находится от Иерусалима всего в девятнадцать километрах. Так что благодаря донным слоям мы можем с уверенностью сказать, что в период с двадцать шестого по тридцать шестой год в районе Иерусалима случилось ощутимое землетрясение, оказавшее определенное влияние на земную кору.
Интересно, что установленное немецкими учеными возможное время землетрясения - с двадцать шестого по тридцать шестой год, совпадает с периодом правления римского наместника в Иудее Понтия Пилата, при котором и произошло Распятие Христа.
Сохранилось еще одно историческое свидетельство о том, что в конце третьего, или в начале четвертого десятилетия первого века по Ближнему Востоку прокатилось мощное землетрясение. Об этом рассказывает в своих дневниках греческий историк второго века Публий Элий Флегон. Он называет наиболее вероятными годами стихийного бедствия тридцать второй или тридцать третий. При этом Флегона трудно заподозрить в желании придать вес евангельскому рассказу. Флегон был придворным хронографом римского императора Адриана, который относился к христианам враждебно.
Сейсмологические исследования немецких ученых существенно дополнили исторические свидетельства и подтвердили правдивость евангельского рассказа. Однако специалисты Германского исследовательского центра геологических наук на этом не остановились. Основываясь на своих открытиях, они попытались установить точную дату Распятия Спасителя.
Мнение эксперта:
В Евангелии говорится, что это событие произошло в пятницу, накануне иудейской пасхи, которая отмечается в 15-й день весеннего месяца Нисана. Этот месяц еврейского календаря начинается после первых проявлений весны, с появлением на небе новой луны. Он частично совпадает с мартом и апрелем, и его 15-й день в разные годы приходится на разные дни недели. В тот год, когда наступление иудейской пасхи совпало с пятницей, и произошло Распятие Христа. Ученые воссоздали лунный иудейский календарь первого века, сопоставили его с данными сейсмологических изысканий и евангельским рассказом, и назвали дату – 3 апреля 33-го года.
Версия немецких ученых, предлагающая точные даты Распятия и Воскресения, к сожалению, не может считаться убедительной. Дело в том, что в древнем Израиле был принят лунный календарь с месяцами по 28 дней. Двенадцать месяцев по 28 дней не восполняют солнечный год, так что приходится либо в некоторые годы вставлять дополнительный месяц, либо в сложном порядке вставлять дополнительные сутки. Как именно это происходило во времена Спасителя, точно сказать невозможно. Все попытки воссоздать еврейское исчисление дней двухтысячелетней давности находят своих критиков.
А вот научное доказательство того, что земля не только содрогнулась в ответ на Распятие Богочеловека, но и до наших дней сохранила в своих недрах информацию об этом, было принято с благодарностью всеми христианами.
Евгения Павлычева
Храм Александра Невского — Челябинск
В самом сердце Челябинска, на улице Алое поле стоит величественный храм во имя благоверного князя Александра Невского. История его основания связана с трагическими событиями 1881 года. Тогда в марте погиб от рук террористов царь Александр Второй. Тот, кто отменил крепостное право и получил в народе имя Освободитель. Памяти императора в Челябинске поставили часовню. Средства на её строительство выделил владелец первой городской типографии Александр Кутырёв.
В 1894 году горожане решили перестроить Александровскую часовню в церковь. Немалое пожертвование на благое дело внёс царь Николай Второй. Автором проекта храма стал ректор «Императорской академии художеств», академик архитектуры Александр Померанцев. По его чертежам на месте скромной часовни возвели церковь из красного кирпича, увенчанную тринадцатью куполами. Внутреннее пространство расписали иконописцы челябинской мастерской Василия Ощепкова. Они украсили стены и купол росписями по эскизам художника Виктора Васнецова. 3 декабря 1911 года в храме Александра Невского состоялось первое богослужение.
Проект Александра Померанцева кроме центрального алтаря предусматривал ещё два боковых придела. Левый оборудовали в 1915 году и освятили во имя Николая Чудотворца. Обустроить правый помешала революция 1917-го. Безбожники не только закрыли челябинский храм Александра Невского, но и попытались его взорвать. Здание устояло. Тогда власти приказали замазать святые лики на стенах и приспособили строение для различных хозяйственных нужд. В разное время в нём размещались склад, архив, станция юных техников и шахматная школа.
В 1981 году в истории Александро-Невской церкви открылась особая страница. Советские архитекторы отреставрировали здание в соответствии с дореволюционными фотографиями и чертежами. С одним лишь отличием — церковные маковки увенчали не кресты, а шпили. В помещении установили орган. В течение многих лет здесь проходили концерты камерной музыки.
А в 2010 году здание вернули православным, и под старинными сводами вновь зазвучала молитва. На куполах засияли кресты. В ходе реставрации под слоем штукатурки были обнаружены, а затем и восстановлены фрески начала двадцатого века.
Сейчас в храме Александра Невского ежедневно совершаются богослужения. При церкви работают изостудия для детей и взрослых и клуб общения на английском языке. Прихожане навещают воспитанников детского дома «Аистёнок», пациентов детской туберкулезной больницы и учеников школы-интерната № 13. Всякий нуждающийся найдёт поддержку в Александро-Невской церкви. И челябинцы знают об этом.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Храм Богородско-Уфимской иконы Божией Матери — Уфа
В начале семнадцатого века в пределах современной Уфы, столицы Башкортостана, возникло село Новая Слобода. Царское правительство расселило здесь, на берегах полноводной реки Уфимки, крепостных крестьян. Вокруг на сотни километров простирались дремучие леса. В 1621 году в эти леса от ложного обвинения бежал житель Новой Слободы по имени Стефан, которого осудили на публичную порку.
Вскоре он шёл по глухому лесу и внезапно услышал откуда-то сверху дивный женский голос: «Стефан, воротись в село!». Мужчина поднял глаза и увидел в воздухе икону Божией Матери. Крестьянин вернулся в Новую Слободу и рассказал о необычайном происшествии односельчанам. Люди все вместе отправились в лес и увидели парящий над землёй образ. Православные на коленях стали молиться Божией Матери. Икона плавно опустилась на руки Стефану — так Небесная Заступница показала, что он невиновен.
Для святыни в Новой Слободе построили церковь. Храм освятили в честь Казанской иконы Божией Матери — именно ей по иконографии соответствовал обретённый образ. Село получило название Богородское и сюда потянулись паломники. На месте явления святыни забил родник, вода которого обладала целительными свойствами.
В семнадцатом столетии прославленный образ Богородицы перенесли в Уфу, в кафедральный собор Воскресения Христова. Здесь икона получила название Богородско-Уфимская. Ей посвятили новую каменную церковь в селе Богородском. Храм построили в 1877 году после того, как старый, деревянный, сгорел дотла во время пожара. Из Уфы в село Богородское ежегодно совершался крестный ход с чудотворной святыней. Так продолжалось до революции 1917 года.
Новые власти закрыли и обезобразили Богородско-Уфимскую церковь. Храм лишился куполов и колокольни, а под его сводами разместили школу-интернат. Родник с целебной водой безбожники залили бетоном. Чудотворная икона исчезла. Вскоре село Богородское вошло в состав Уфы и утратило своё историческое название. Его сначала переименовали в Моторное, а затем нарекли Инорс. Аббревитатура расшифровывается как «Институт норм строительства» — по проектам этой организации застраивалась здешняя территория в середине двадцатого века.
Несмотря на печальные перемены, верующие не теряли надежду, что когда-нибудь в Богородско-Уфимской церкви вновь зазвучит молитва. И их чаяния сбылись — в 1990 году храм вернули православным. Здание восстановили и отреставрировали. Под его сводами ежедневно совершаются богослужения. Помолиться в Богородско-Уфимскую церковь приходят не только жители микрорайона Инорс города Уфы — к месту явления чудотворного образа Богородицы приезжают верующие со всех уголков России.
Все выпуски программы ПроСтранствия
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Геническ, Херсонская область)
Геническ раскинулся на берегу Азовского моря, у основания Арабатской косы, которая дотягивается до Крыма. Город и полуостров связаны не только географически, но и исторически. Символом этого единства можно назвать храм Рождества Богородицы, что стоит в Геническе в пятистах метрах от морского берега. Он был основан в начале девятнадцатого века как подворье монастыря Стефана Сурожского, расположенного в Крыму, в урочище Кизилташ между Судаком и Феодосией.
Идея открыть в Геническе монашескую обитель принадлежала местному благочестивому жителю по имени Созонтий Иванович. Фамилия этого человека неизвестна, хотя сведений о нём сохранилось довольно много. Офицер, участник Русско-турецкой войны, выйдя в отставку, посвятил себя аскетическим подвигам во славу Божию — почти не имел имущества, пребывал в молитве и паломничал по монастырям. Любил бывать и в Кизилташской обители святителя Стефана Сурожского.
В начале 1904 года Созонтий Иванович пришёл на собрание депутатов городской управы Геническа и попросил участок земли для будущего монастырского подворья. Из уважения к военным заслугам старца градоначальники выполнили его просьбу. Получив в имение заросшую бурьяном пустошь, подвижник поселился в келье-землянке и стал собирать средства на строительство храма. Видя бескорыстное стремление Созонтия Ивановича угодить Богу, люди откликнулись на его призыв. 21 сентября 1904 года в основание церкви был заложен первый камень.
Строительство продолжалось несколько лет. Созонтий Иванович принимал в нём деятельное участие. Уцелела фотография подвижника, возле ещё недостроенного храма. Снимок 1907 года сохранил образ доброго старичка в ветхой шинели. Созонтий Иванович почил 1 июня 1908 года. Он был похоронен в склепе при церкви, которая уже сияла куполами. В 1910-м храм освятили в честь праздника Рождества Богородицы.
Как и мечтал старец, церковь в Геническе стала подворьем Кизилташского монастыря. Территорию вокруг обители насельники превратили в оазис. Здесь журчали фонтаны, благоухали розы, а по песчаным дорожкам прогуливались павлины. В храме Рождества Богородицы ежедневно совершались богослужения.
После революции 1917-го на подворье в Геническе находили приют священники, гонимые безбожниками. В тридцатых годах власти добрались и до этой обители. Хозяйство разорили, братские корпуса уничтожили. Уцелел только храм Рождества Богородицы. В нём размещался сначала склад, а затем спортивный зал. Вновь действующей церковь стала в 1989-ом. Православные вернули старинному зданию былое благообразие. Сегодня голубые стены и купола видны издалека со стороны побережья. В них словно отражаются небесная синь и просторы Азовского моря.
Все выпуски программы ПроСтранствия







