Книга «Деяния апостолов» описывает историю ареста в Иерусалиме апостола Павла. Прибыв в Святой Город, Павел зашел в храм вместе с четырьмя спутниками. Увидевшие это иудеи подняли толпу против апостола, крича: «Этот человек всех повсюду учит против народа и закона, притом и Эллинов ввел в храм и осквернил святое место». Как сказано в Библии, «весь город пришел в движение, и сделалось стечение народа». Апостолу грозила смерть. Его спас тысяченачальник римского полка, следивший за порядком. Но ареста апостолу Павлу все же избежать не удалось.
Некоторые детали этой истории долгое время вызывали недоумение у исследователей Священного Писания. Почему иудеи так возмутились приходом в храм иноверцев, за которых приняли спутников Павла? И почему им грозило не просто изгнание, а смерть? Ответ был найден случайно. В 1871 году, прогуливаясь в районе раскопок у храмовой горы, переводчик французской дипломатической миссии в Иерусалиме Шарль Клермон Ганно обнаружил удивительный артефакт.
Комментарий эксперта:
Это была хорошо сохранившаяся известняковая табличка размером 55 на 80 сантиметров. Эксперты датировали находку первым веком от Рождества Христова. На ней отчетливо просматривалась надпись на греческом языке. Она гласила: «Иноземец не имеет права заходить за ограду и во внутренний двор. Кто будет пойман, сам несет ответственность за свою смерть».
Спустя шестьдесят лет британский археолог Джон Генри Илиффэ, проводивший раскопки у северной части Храмовой горы, обнаружил среди руин мусульманского строения камень с фрагментом греческой надписи. Известняк был расколот, чтобы вписать его в строение, некогда возведенное из фрагментов более древних зданий. Когда надпись восстановили, оказалась, что она практически полностью идентична той, которую нашел Шарль Клермон Ганно. В тексте содержался решительный запрет входа на территорию храма язычникам. На буквах, выбитых на белом известняке, отлично сохранилась красная краска. Оставалось понять, почему надписи в иудейском храме были сделаны не на иврите, а по-гречески, и зачем они были покрашены?
Комментарий эксперта:
Разгадка нашлась довольно быстро. В книге Иосифа Флавия, еврейского историка первого века, содержится упоминание, что в храме, возведенном при царе Ироде, было четыре двора. В первый мог войти любой человек. Но во внутренние дворы входить разрешалось только иудеям. Граница первого двора обозначалась невысокой каменной оградой с надписями, предупреждавшими о запрете. Эти надписи не имели отношения к иудеям. Они адресовались иноземцам, поэтому были сделаны на иностранных языках. А чтобы запрещающие таблички было хорошо видно, буквы были выкрашены в красный цвет.
В свете этих находок и пояснений древнего историка Иосифа Флавия можно понять, почему толпа так решительно была настроена убить апостола Павла. Подначиваемый врагами апостола, народ был уверен, что пришедшие с ним – язычники. Не заметить надпись было просто невозможно. Проникновение на запретную территорию могло быть только намеренным, продиктованным желанием осквернить святыню. Впрочем, как мы знаем из библейского текста, апостола Павла обвинили напрасно. В «Деяниях святых апостолов» говорится, что его спутники были не греками, а бедными иудеями, пришедшими в храм, чтобы пройти обряд очищения. Апостол Павел намеревался заплатить за жертву, которую им следовало принести согласно закону Моисееву. Таким образом, апостол не только не осквернил храма, но, наоборот, выразил свое уважение к иудейским традициям. Обвинение, выдвинутое против него, было клеветой. Воссоздать эту историю в деталях ученым помогли две таблички, найденные французским переводчиком и британским археологом.
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 218 зач., I, 16-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заинтересовавшись церковной жизнью и обратившись к церковной литературе, мы погружаемся в мир богословия, библеистки, святоотеческой литературы, открываем для себя историю Церкви и её богослужения. Но к какому знанию стремились первые христиане и в чём его черпали, если собственно христианской литературы ещё не было? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его,
18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых,
19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его,
20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
21 превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем,
22 и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви,
23 которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем.
Человеку, который посещает обычные книжные магазины и видит, что христианству посвящены одна-две полки в захудалом шкафчике с религиозной литературой, может быть, сложно себе представить, что есть целые магазины с христианскими книгами, где одной истории Церкви может быть посвящено несколько полок, не говоря уже о святоотеческой письменности, житиях святых или книгах о вопросах современной жизни. Когда церковный человек бывает в таких магазинах, у него возникает одна мысль — чтобы это всё перечитать, никакого времени не хватит.
А что было у христиан древности? Были ветхозаветные Писания, были устные предания и небольшое число апостольских писем. Кроме того, в течение второй половины первого века появлялись собственно тексты евангелистов. Вся остальная литература представляла собой языческие сочинения: философские, художественные, мифологические... самые разные. Иногда в них встречалось нечто доброе и даже полезное, неслучайно древнехристианские авторы называли философию детоводителем язычников ко Христу и рассуждали о возможной пользе для юношества некоторых языческих книг. Но самих по себе христианских текстов было чрезвычайно мало.
В то же время, обратившись к сегодняшнему тексту, мы увидим, что апостол непрестанно благодарит Господа о братьях по вере. Он молится, чтобы Бог дал им Духа премудрости и откровения к познанию Его. Сегодня мы окружены книгами, что само по себе не может не радовать. Но вот мы слышим слова апостола и у нас возникает вопрос: о каком познании Бога говорит апостол, если его ученикам практически нечего было читать? Ведь когда мы приходим в церковь, чтобы узнать нечто о Боге, — нам советуют книги... Наше возможное недоумение связано с тем, что для человека нашего времени, воспитанного в научной парадигме, выражения «знать Бога» и «знать нечто о Боге» практически совпадают по смыслу. Именно поэтому мы акцентируем внимание на прочитанном и всё время думаем, что бы нам такого ещё прочитать, чтобы получше разобраться в вопросах веры. Для апостола Павла вопросы, связанные с содержанием веры, несомненно, очень важны, но, когда он говорит о познании Бога, Он имеет в виду не количество знаний, но углубление духовного опыта, в результате которого просвещаются сердечные очи, то есть исцеляется внутреннее, духовное зрение. Благодаря этому исцелению мы начинаем по-другому видеть не только свои отношения с Богом, но самих себя и отношения друг с другом. Если мы будем стремиться не просто знать нечто о Боге, Церкви или христианской культуре, но знать Самого Бога как Отца и Господа, если Он станет для нас Личностью, с которой мы собеседуем в молитвах, которой мы доверяем, в которой сосредоточена вся наша надежда, всё наше формальное, книжное знание изменится, станет более глубоким и плодотворным.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Чудо». Священник Антоний Борисов
В этой программе вместе с доцентом Московской духовной академии священником Антонием Борисовым мы читали и обсуждали фрагменты книги Клайва Стейплза Льюиса «Чудо» и говорили о том, в каких отношениях находятся религия и наука и в чем смысл чудес, описанных в Евангелии.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ожидание Рождества Христова;
— Рождественский пост;
— Повышенные ритмы современного мира;
— Чувство рождественской радости;
— Участие в богослужениях — служение, молитва, дело
Ведущий: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Чудо». Священник Антоний Борисов
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 03.01.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов