Четыреста с лишним лет пребывал израильский народ в египетском плену, прежде чем в тринадцатом веке до Рождества Христова пророк Моисей получил от Бога призвание вызволить соплеменников из тяжелой неволи. Выполнить эту миссию оказалось непросто. Раз за разом ветхозаветный праведник ходатайствовал перед фараоном о свободе для евреев, но надменный правитель оставался глух к этим просьбам.
Чтобы вразумить египетского монарха, на Египет одно за другим обрушивались бедствия. Библейская книга Исход рассказывает, что вначале все источники в стране превратились в кровь. Затем жабы заполонили не только улицы, но и дома египтян. Вслед за нашествием земноводных на людей ополчились насекомые – от обилия мошек в воздухе трудно было дышать, а мухи, которых за особую ярость называли пёсьими, нещадно жалили и старых и малых.
Фараон и после этого отказался отпустить пленников, и жители Египта с ужасом ожидали – какая еще кара постигнет их? Пятая и шестая казни не заставили себя ждать. Это были эпидемии неизлечимых болезней. Первая, эпидемия моровой язвы, коснулась только животных, которые паслись в поле. Вторая стала косить не только скот, но и людей. Тела египтян покрылись нарывами, от которых не исцеляли ни лекарства, ни заклинания жрецов.
В конце двадцатого века американские ученые решили рассмотреть египетские казни с естественнонаучной точки зрения. Среди прочих вопросов, их волновало, от каких именно болезней пострадал Египет из-за упрямства фараона. Эпидемиолог из университета штата Коннектикут Джон Марр заявил, что первую волну эпидемии вызвало распространение опасной вирусной инфекции, называемой «блютанг», что в дословном переводе означает «синий язык». А причиной второй волны стало инфекционное бактериальное заболевание «сап».
Комментарий эксперта:
Более всего библейскому описанию соответствует вирус «блютанг», заражение которым выражается в лихорадке и язвенном поражении слизистых оболочек и кожи. Прогноз при этом заболевании неблагоприятный и в наши дни, когда существуют специальные лекарственные препараты. В Египте в тринадцатом веке до Рождества Христова страдающие «синим языком» животные были обречены.
Эпидемии «блютанга» случаются во время сезонного подъема активности насекомых. Специфическими переносчиками этого заболевания являются комары – куликоиды. Те самые мелкие комарики, чье нашествие было одной из египетских казней, предшествовавших моровой язве.
Течение заболевания, вызванного вирусом «блютанг», как правило, осложняется присоединением бактериальных инфекций. Именно так, видимо, и произошло в Египте. Пораженные слизистые и кожные покровы ослабленных животных стали благоприятной средой для развития бактерий, вызывающих сап - неизлечимое заболевание, способное поражать не только скот, но и людей. Причиной заражения сапом могут быть как укусы насекомых, так и употребление в пищу мяса зараженного животного. Именно сап следует считать причиной описанных в Библии гнойных нарывов, которые поразили египтян.
В то время как эпидемиологи пытались разгадать медицинский аспект пятой и шестой египетских казней, культурологи заинтересовались другим интересным моментом. Возвещая фараону о том, что жителей Египта поразят незаживающие кожные нарывы, Моисей бросил в воздух горсть пепла из печи. Такое же самое совершил перед глазами монарха и брат пророка Аарон. Что это значило? Известный английский египтолог Говард Харпер предположил, что это действие отсылает нас к ритуалам, принятым в египетских языческих культах.
Комментарий эксперта:
Одним из почитаемых в Египте идолов был Сет, который считался богом зла и неудачи. К помощи этого божества египтяне прибегали, когда их преследовали скорбные обстоятельства. Жертвы, приносимые Сету, сжигались на огне, а пепел затем развеивался в воздухе. В то время, когда на страну чередой обрушились казни, жрецы этого идола таким образом пытались противостоять бедствиям. Но все их действия были тщетны.
По всей вероятности, для фараона ритуалы были чрезвычайно важны. Именно поэтому Моисей и совершил перед ним этот акт разбрасывания пепла.
Культурологический анализ ученого-египтолога пролил свет на описанное в Библии загадочное действо, совершенное Моисеем и Аароном в преддверии очередной казни. Фараон увидел, что обычная сажа из печи, развеиваемая по ветру именем Единого Бога, имеет больший вес, чем идоложертвенный пепел египтян. Это должно было убедить его в том, что Бог иудеев – Создатель мира, повелевающий стихиями, в Его власти насылать болезни и исцелять людей. Однако фараон продолжал упорствовать, и евреи оставались в плену.
«Мужчина и женщина». Свящ. Ярослав Ерофеев, Ия Батаногова, Елизавета Берназ
В этой программе настоятель храма Серафима Саровского в поселке Уваровка священник Ярослав Ерофеев, регент Елизавета Берназ и супруга священника, мама троих детей Ия Батаногова размышляли о том, какими Господь задумал и создал мужчину и женщину, в чем их особенности и отличия и какими должны быть отношения между ними.
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Алексей Корин. «Бабушка и внучка»
— Здесь, в Пермской художественной галерее, меня всегда накрывают воспоминания.
— Почему, мама?
— Потому что меня сюда в детстве водила бабушка. Точнее сказать, прабабушка. Елена Кондратьевна. Я ребёнком часто жила у неё подолгу. Баба Лена говорила тихо, ласково, никогда не ругала и охотно откликалась на мои затеи. Мы жили, как две подружки, старая и малая.
— Как на картине Алексея Корина? Смотри, она так и называется — «Бабушка и внучка». Старушка сидит в кресле, а напротив неё устроилась на скамеечке девочка лет шести. С косичкой, в розовом платьице, держит открытую книжку на коленях.
— Действительно, похоже. Мы так же коротали вечера — я читаю вслух, баба Лена вяжет носки. Слушает, слушает, да и задремлет. А я смеюсь, как эта малышка на картине: «Бабушка, ты опять уснула!».
— На старушке чепец интересный — с рюшами, ленты завязаны в бант у подбородка. У твоей бабушки тоже такой был?
— Нет, это старинный головной убор, в годы моего детства такие уже никто не носил. Видишь, тут указано, что картина была написана аж в 1893 году. Хотя многие детали интерьера как в нашей пермской квартире — ковёр на стене, подушки на кровати уложены пирамидкой одна на другую, обои в цветок. Старинные иконы в углу.
— Интересно, а художник здесь, в Перми, свою картину написал?
— Не знаю. Я даже не слышала такую фамилию раньше — Корин. Придём домой, почитаем про него в интернете.
— Стоил ли откладывать? Я мог бы вам прямо сейчас рассказать об этом замечательном живописце.
— Вот это удача!
— Расскажите, пожалуйста! Алексей Корин — малоизвестный художник.
— Скорее, забытый. До революции 1917 года имена всех участников Товарищества передвижных художественных выставок были на слуху.
— Так он из передвижников?
— Да. Правда, в отличие от других участников творческого объединения, остросоциальным темам предпочитал тёплые семейные сюжеты. Подобные тому, что представлено на полотне «Бабушка и внучка».
— А скажите, это наши землячки на картине? Сам художник из Перми?
— Нет, он родился во Владимирской губернии, в селе Палех. А большую часть жизни провёл в столице — окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, позднее там же преподавал. Так что на полотне «Бабушка и внучка», скорее всего, мы видим москвичек.
— А как картина оказалась в нашем городе?
— О, это интересная история! Полотно приобрёл у художника московский меценат Иван Цветков. Его коллекция русских полотен могла сравниться со знаменитой Третьяковской, но была разорена после революции 1917 года. Картина «Бабушка и внучка» попала в государственный музейный фонд. А в 1928-ом стала достоянием Пермской галереи — первого художественного музея на Урале.
— Что очень отрадно!
— А мне жаль, что героини картины не из Перми! Так хотелось, чтоб это были наши родственницы!
— Такое чувство понятно! У всякого, кто смотрит на картину Алексея Корина «Бабушка и внучка», теплеет на душе. И хочется ощутить причастность к той любви, которой дышит старое полотно.
Картину Алексея Корина «Бабушка и внучка» можно увидеть в Пермской государственной художественной галерее
Все выпуски программы: Краски России
24 ноября. О нательном кресте как символе Креста Господня
В 6-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа».
О нательном кресте как символе Креста Господня, — протоиерей Максим Горожанкин.